1116236В 2014 году исполняется 100 лет со дня публикации второй книги стихов Анны Ахматовой «Чётки». Эта книга, появившаяся в 1914 году, спустя два года после «Вечера», принесла Ахматовой всероссийскую известность. Чем же этот сборник любовной лирики так поразил современников Ахматовой, и почему он до сих пор остается актуальным и захватывает нас, современных читателей?

ahmatova pic 02

660826Сегодня поэзия талантливой и мудрой Анны Андреевны Ахматовой помогает выжить русскому духу. Только великие народы рождают великих Поэтов. В дни Сталинградской битвы 23 февраля 1942 г. она написала:

...Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!


«Она наши души приводила в движение», говорил о ней И. Бродский. И это неслучайно, поскольку Ахматова явилась нравственным ориентиром для молодых поэтов, как олицетворение царственного достоинства и верности самой себе. Это был человек и поэт необычайно высокой духовной и интеллектуальной культуры. Королева «серебряного века», говорили о ней! Она пользовалась огромным авторитетом и популярностью, как единственный лучший представитель настоящей поэзии в Советском Союзе и Европе. Ее называют великим преемником Пушкина!
ahmatova pic 02Анна Андреевна прожила долгую и по человеческим, и по поэтическим меркам, жизнь. В последние годы она не раз говорила, что пережила не только своих родных, близких, друзей и поэтов-современников, но и многих читателей: «Первые читатели «Чёток» встречаются реже, чем зубры вне Беловежской пущи...». Жизнь Ахматовой была не просто долгой. На ее долю выпало столько трагического, что хватило бы на несколько жизней. Тревога и тоска из жизни неизменно проникали в ее творчество, становясь историческим знаком эпохи. Время, в которое она «гостила на земле», оказалось до отказа насыщенным событиями поистине мирового значения.
сереб векВсе, что бы ни происходило в нашей стране от начала XX века до середины 60-х годов, коснулось ее жизни. По истории ее жизни можно изучать историю России. Как писал И. Бродский, «Она (Ахматова) смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории». И это действительно так. «Серебряный век», появление новых течений и направлений в литературе и искусстве в начале XX столетия; Первая мировая война, революции и красный террор; голод и разруха 20-х годов и репрессии 30-х; Вторая мировая, короткое послевоенное воодушевление и подъем и новая волна репрессий; недолгая оттепель и быстрое ее свертывание; холодная война – все это эхом отозвалось в личной и творческой судьбе Ахматовой.
59DA8103FBD8EB9DD053474C9736B8CC.cover bВ 2014 году исполняется 100 лет со дня публикации второй книги стихов Анны Ахматовой «Чётки». Эта книга, появившаяся в 1914 году, спустя два года после «Вечера», принесла Ахматовой всероссийскую известность. Чем же так поразил современников Ахматовой этот сборник любовной лирики, и почему он до сих пор остается актуальным и захватывает нас, современных читателей?

Человек XX века увидел в стихах «Вечера» и «Чёток» себя, свою жизнь. Узнал остроту и напряженность собственных чувств, услышал привычный, лишенный всякой метафоричности, разговорный язык, нашел знакомую смятенность и разорванность мысли. Словом, увидел в проникновенных строках свои собственные чувства, мысли, переживания, и нашел ответы на душераздирающие вопросы. А выразительная лаконичность, отбор деталей и глубина психологических переживаний стихотворений Ахматовой и по сей день не оставляют читателей равнодушными.
ЧулковуРаскрывая тайну создания «Чёток», Ахматова вспоминала, что стихи рождались, когда она каталась по городу в извозчичьей пролетке с поднятым верхом во время дождя, а дома только записывала уже готовые стихи.

Смятение. Так одним словом можно сказать о характере сборника «Чётки». Так называется и стихотворение, которым оно открывается:

Было душно от жгучего света,
А взгляды его – как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.

Во всех четырех частях «Чёток» переживания и мысли не текут плавно, а развиваются по спирали. Центральная тема – любовь как первооснова мира, бытия. Это любовь без взаимности, она заставляет страдать, приводит к разлуке, она – «надгробный камень», давящий на сердце.

В мою торжественную ночь
Не приходи. Тебя я знаю.
И чем могла б тебе помочь
От счастья я не исцеляю.

эйхенбаумВ 1923 году Б. М. Эйхенбаум скажет, что в «Четках» «начинает складываться парадоксальный своей двойственностью образ героини – не то «блудницы» с бурными страстями, не то нищей монахини, которая может вымолить у Бога прощенье».

«Чётки» продолжили лирический сюжет первой книги Ахматовой «Вечер» и продемонстрировали, что развитие Ахматовой как поэта идет по пути углубления психологизма. Это качество ее поэзии с годами усиливалось. Само название книги, «Чётки», указывает на «перебор» душевных состояний, приобретающих завершенность и напряжение молитвы.
98274О своей второй книге стихов в автобиографическом очерке «Коротко о себе» Анна Андреевна писала: "В марте 1914 года вышла вторая книга «Чётки». Жизни ей было отпущено примерно шесть недель. В начале мая петербургский сезон начинал замирать, все понемногу разъезжались. На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным. Мы вернулись не в Петербург, а в Петроград, из XIX века сразу попали в ХХ, все стало иным, начиная с облика города". Казалось, маленькая книга любовной лирики начинающего автора должна была потонуть в мировых событиях. Время распорядилось иначе.

Книга, действительно, «не потонула» – более того, до 1923 года ее переиздавали девять раз. Она и вышла немалым для того времени тиражом – 1100 экземпляров. Корректуру осуществлял выдающийся поэт и переводчик Михаил Лозинский, создатель издательства «Гиперборей», где печатались произведения акмеистов, включая книги Ахматовой.
i 017«Чётки» имели дарственную надпись Анны Андреевны: «Георгию Ивановичу Чулкову, первому приветствовавшему эту книгу, от его давнего друга Анны Ахматовой. Петербург, весна 1914 г.».
Георгий Иванович Чулков (1879–1939) – поэт, писатель, критик, который одним из первых высоко оценил стихи Ахматовой, еще в 1911 году причислив ее в одной из своих рецензий к наиболее интересным мастерам слова современности. На «Чётки» Чулков тоже откликнулся статьей «Письма со стороны», где противопоставил поэзию Ахматовой, в целом, и «Чётки», в частности, бессмысленному стихотворному потоку авторов, устремленных к чисто формальным достижениям.
Giperborei 1913 no VIII

В 1915 и 1916 годах книга снова переиздавалась в «Гиперборее». Одно из изданий входило в собрание Анатолия Кузьмича Тарасенкова (1909–1956), советского литературоведа и библиофила, заместителя главных редакторов журналов «Знамя» и «Новый мир», собравшего огромную коллекцию прижизненных изданий русских поэтов первой половины ХХ века. Она составляла около 10 тысяч единиц, 7250 из которых были в 1973 году приобретены Государственной библиотекой СССР им. В. И. Ленина (ныне РГБ).

После «Чёток» к Ахматовой приходит слава. Ее лирика оказалась близка не только «влюбленным гимназисткам», как иронично замечала сама Ахматова. Среди ее восторженных поклонников были поэты, только входившие в литературу: Марина Цветаева, Борис Пастернак. Одобрительно отнеслись к Ахматовой Александр Блок и Валерий Брюсов. Ее образ постепенно превратился в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма.
«Чётки» имели самый большой успех и в то же время самую противоречивую критику. Наверное, можно согласиться со словами критика Н. Недоброво, который писал «холодком лунного света и нежной, мягкой женственностью веет от стихов Ахматовой. В ее стихах нет солнечности, нет яркости, но они странно влекут к себе, манят какой-то непонятной недоговоренностью и робкой тревогой».
1116236Несомненно, эта книга, пережившая страшные, роковые года, останется в русской поэзии навсегда. «Умело и остро почувствованные детали, сжатость и экономика выразительных средств, чеканная тонкость образов и определений - отличительные черты изысканно-простой и мудрой поэзии Анны Ахматовой», напишет о ней в 1914 г. русский критик Ашукин Николай Сергеевич.
Сам факт существования Анны Андреевны Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой. Поразительно чистая и мудрая поэзия Ахматовой сразу заставляет задуматься о предназначении человека на земле. Предназначение самой Ахматовой создало время, в которое ей довелось жить. Ахматова стала голосом своей эпохи. Свою тоску и боль она выразила в прекрасных стихотворениях, которые достойно продолжают традиции русской классики. Она встала вровень со своими кумирами: Пушкиным, Лермонтовым, Блоком – не ученицей и робкой подражательницей, а мастером поэтического слова, смело и размашисто вписавшим яркую страницу в историю русской поэзии. Ее строки – средоточение стойкости, силы и мужества человека, не сломленного эпохой, и, вместе с тем, глубоко трагичного, отмеченного судьбой:

f83687d5fb6c

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

1912 г.

поэт  и времяМы предлагаем Вам проникнуться атмосферой эпохи, в которую жила и творила А. А. Ахматова. Пусть этот проникновенный фильм Бориса Дворкина «Поэт и время. Анна Ахматова» послужит лирическим дополнением к юбилейной дате – 100 – летию со дня публикации второй книги стихов Анны Ахматовой «Чётки».
Здесь Ахматова предстает и как поэт, который воспевал тончайшие «движения женской души», и как человек, который обладал огромным мужеством, силой и ясностью взгляда на современность. Без этой стороны человеческой натуры Ахматовой не могли бы явиться и многие строки ее сочинений, не мог бы возникнуть и тот покоряющий своей сложнейшей гармонией образ «человека на все времена», который и сейчас притягивает не только любителей и ценителей поэзии, но и далеких от нее людей.
Материал подготовила Голубева Антонина. Региональный центр чтения.