afan_gdov01Афанасьев Ю.И. История Гдова. Выпуск 1. X – XVIII века.

Автор уверенно поставил X век началом гдовской истории. В этом веке посещала деревню Гдов и создала в ней погост для организованного сбора дани княгиня Ольга. Земли будущего Гдовского уезда вошли в состав Псковской республики после ее отделения от Новгорода. В этот период и возникает город Гдов, о чем красноречиво сообщают все Псковские летописи.

В XVIII веке на территории Гдовского уезда не было ни одной войны. Однако городу предстояло не менее важные мирные дела, которые, в основном, были связаны с Екатериной II, побывавшей в Гдове 12-13 мая 1780 года. По указу царицы от 1764 года все гдовские монастыри подлежали ликвидации, а Указом от 11 января 1781 года она переводит Гдовский уезд из Псковского наместничества в С.-Петербургскую губернию, присовокупив к нему 16 приходов от бывших новгородских земель.

 

afan_gdov02Афанасьев Ю.И. История Гдова. Выпуск 2. XIX век.

Книга подробно рассказывает обо всех крупных и средних гдовских помещиках и их имениях, в которых часто происходили выступления крестьян против крепостного права.

В книге приводится биография героя Отечественной войны 1812 года генерала П.Л.Коновницына, повествуется о двух гдовских знакомых А.С. Пушкина, о возможном приезде Великого князя Николая Павловича в Гдовский уезд (Кярово и Верхоляне), о народном образовании, здравоохранении, земской почте, широко распространенной в уезде благотворительности, а также церковном строительстве.

 

afan_gdov03Афанасьев Ю.И. История Гдова. Выпуск 3. XX век.

В начале 20 века начинается освобождение крестьян. Начавшаяся в городах революция 1905 года заставила власти прекратить взимать платежи с тех крестьян, которые еще не освободились. Начавшаяся в 1914 году. Октябрьская революция плавно переросла в Гражданскую войну, которая длилась в Гдове два года (1918 и 1919), во время которых Гдов несколько раз переходил из рук в руки.

Не менее напряженными для уезда были и послевоенные годы. Сказывалось и приграничное его положение. В книге ярко показано участие Гдова в Великой Отечественной войне, а также восстановление разрушенного хозяйства. Завершают книгу 70-е годы.

 

afan_gdov04Афанасьев Ю.И. История Гдова. Выпуск 4. Перестройка.

Используя печатный материал районной газеты «Гдовская заря», автор показывает как проходила перестройка на местных промышленных предприятиях, как перестраивалось сельское хозяйство с его постоянно убыточными колхозами. Книга завершает историю Гдова. В ней дана библиография, хронологический список исторических событий, именной и географический указатель.

 

afan_gdov05Афанасьев Ю.И. История Гдова. Выпуск 5. Монастыри. Храмы. Иконы.

Работая над историей Гдова, осталось много неопубликованного материала, который теперь представлен в отдельных историко-краеведческих  сборниках. Открывает эту серию сборник, посвященный гдовским церквям. Автор приводит свою версию крещения на гдовской земле, прослеживая судьбу Гдовской церкви в разные периоды ее жизни. В книге читатель найдет подробное описание гдовских монастырей и церквей, а также их полный список. Отдельные очерки посвящены культовым архитекторам, гдовским иконам, каменным крестам. Это первое издание о Гдовской церкви за всю ее историю.

 

afan_gdov06Афанасьев Ю.И. История Гдова. Выпуск 6. Дохристианские святыни.

В книге подробно рассказывается о языческих богах, культе, святилищах, ритуальных действиях, вере в приметы, гаданиях, колдовстве, о вере в обереги, о понимании язычниками жизни и смерти. На протяжении всей книги автор отмечает незатухающую борьбу язычества с христианством, принимавшую разные формы. Дается информация о различных языческих памятниках на территории гдовской земли: почитаемых камнях, священных рощах, источниках, священных пещерах и других языческих святилищах. Подробно рассказывается о языческих праздниках, ритуальных кулачных боях. Представлена информация о Трутневском языческом памятнике, большом Залахтовском могильнике, деятельности Гдовского археологического отряда.

 

afan_gdov07Афанасьев Ю.И. История Гдова. Выпуск 7. Через 500 лет.

Первые гдовские православные храмы стали строится в XVвеке, к XVI веку их насчитывалось 20. Судьба этих храмов заинтересовала автора, и собранный материал стал базой для создания 24 историко-краеведческих очерков.

 

Новости

Мы продолжаем знакомить с участниками всероссийского проекта «Большое чтение».

«Большое чтение» - это сохранение литературных традиций в русской культуре: диалог писателя с читателем. Условно говоря, это счастливая возможность подтвердить призыв Павла Басинского: считать 2018 год - Годом единства русских классиков. Литературный век, последующий за «золотым периодом» русской классики, весь вышел из «гоголевской шинели».

«Литература ничего не отражает, а воплощает строение самого бытия. В своем становлении бытие остается невидимым». Метафизическое размышление Григория Амелина расставляет акценты в трагическом XX веке, и весьма характерно для творчества писателей "Большого чтения" - 2018.

Писатель на встречах с читателем «отдувается» за весь свой цех: как часто читатель «почвенник» кривится от постмодернизма, ему непонятен смысл русского футуризма, метафоры в тексте путают, раздваивают сознание...

В 2007 г. лауреатом литературной премии «Национальный бестселлер» стал Илья Бояшов. Поистине «Нацбест» оправдал свой девиз: «Проснуться знаменитым!». Роман-притча. Мир, природа в движении. Какие-то духи, невидимые человеческому глазу. Миграция в сторону бед, катаклизмов. Бесконечное стремление к перемещению. Полноценность бытия ощущается только через постоянное преодоление, через движение. Как факт. И каждое живое существо – полноценное создание Всевышнего. Включая Кота. Так можно рассказать о фантасмагории Бояшова. И вполне в контексте «Нацбеста» - писать без «консервантов», слышать время в метафорах.

Анна Золотарёва, поэт, обладатель престижных премий, но мы отметим награду, весьма характерную для её творчества: Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка. Заклеймённый футуризм – это всего лишь новые открытия в творчестве, когда творец опережает время. В поэзии Золотарёвой столько воздуха, света, сколько вмещают в себя чистота помышлений и творческой самоотдачи:

Господи, сколько ж мне дадено!

Черного дадено, белого,

Нежного и горелого,

Только не надо мне краденного.

Господи, сколько же отнято!

Пестрого отнято, глупого,

Мягкого и грубого,

Но не отнимешь опыта.

Что же еще приготовлено?!

Господи, все с благодарностью

Встречу, все, что осталось мне!

Только не обессловливай!

БОЛЬШОЕ ЧТЕНИЕ – путь к обретению новых знаний.

Друзья, встречи с участниками проекта «Большое чтение» будут проходить в Центральной городской библиотеке, областном колледже искусств им. Н.А. Римского-Корсакова, Государственном университете. Следите за объявлениями на сайте ПОУНб.

Нина Яковлева


Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер