Главная В СЕРДЦАХ, ИСПОЛНЕННЫХ ЛЮБВИ
В СЕРДЦАХ, ИСПОЛНЕННЫХ ЛЮБВИ
03.12.2020 08:23

Я не хочу хвалить любовь мою, -
Я никому ее не продаю!
Шекспир, Сонет 21

В юбилейном 2014 году, когда мировая культура отмечала 450-летие со Дня рождения Уильяма Шекспира, и множество театров вновь и вновь обращались к творчеству величайшего из драматургов, мне довелось поучаствовать в уникальном международном интернет-проекте – аудиоспектакле по сонетам Шекспира «В сердцах, исполненных любви…»

.

К Шекспиру в любом театре отношение особое. Как правило, театр обращается к гению, когда чувствует себя творчески зрелым, способным вести диалог со зрителем без скидок на взаимное недоверие и без страха быть непонятым. В первые мои годы работы в Пскове здесь шли «Гамлет», «Виндзорские насмешницы». Потом, после долгого перерыва, в 1997, был этапный для Псковского театра «Король Лир» с Юрием Новохижиным в главной роли, мне там досталась тоже замечательная роль – королевского Шута. «Лира» мы играли в Петербурге, потом в Германии, Голландии. Интересной и зрелищной получилась версия «Короля Лира», сыгранная под открытым небом у Гремячьей башни на высоком берегу Псковы. «Двенадцатая ночь» в 2004 г. (там я играл герцога Орсино) была последним обращением театра к Шекспиру. «Виндзорские насмешницы» поставил Валерий Бухарин, остальные – Вадим Радун. Доведется ли еще встретиться с шекспировскими персонажами – Бог весть…

Виктор Яковлев у театра ГЛОБУС в Лондоне

Для меня открытие Шекспира продолжается с того дня, когда еще в юности был поражен Гамлетом, сыгранным Смоктуновским в знаменитом фильме Григория Козинцева. А уж театральных впечатлений не счесть! Из самых сильных «Генрих IV» Товстоногова в БДТ, «Антоний и Клеопатра» в Вахтанговском с Михаилом Ульяновым, «Ромео и Джульетта» в постановке Анатолия Эфроса. Сюда же можно отнести и «Макбета», увиденного в Шекспировском «Глобусе» в Лондоне, о чем и поведал тогда же в Актерском дневнике «В гостях у Шекспира».

Что гения делает гением? Или, проще сказать, что отличает классика от писателя-однодневки, который сегодня есть, а завтра забыт? Прежде всего, способность пристегнуть сегодняшний понедельник к вечности, увидеть непреходящее в преходящем, поставить вопрос так, что он становится вопросом вопросов. Гамлетовское «Быть или не быть» не сходит с мировых сцен уже пятый век.

Существует сравнение, что «Гамлет» ― это зеркало, стоящее у большой дороги: мимо проходят века и поколения, и каждый видит в нём себя. Но это относится ко всем произведениям гения, даже к такой малой форме как сонет. Более того, во времена Шекспира к сонетам относились как к серьезной литературе, - в отличие от пьес, которые были ничем иным, как руководством к сценическому действию, предназначенному, так сказать, для служебного пользования. За ними охотились агенты других театров, их воровали… Но это уже другая история.

Сонетов у Шекспира 154, и все вместе они, по сути, ни что иное, как трактат о любви. Они разные – в них печаль и радость, страдание и нежность, разлука и предчувствие встречи. Но есть сонет особый – 66-й, самый, пожалуй, знаменитый из всех. У сонета 66 есть даже свой сайт. И в самом деле, есть в нем нечто необъяснимо магнетическое. Должен признаться, я и сам вспоминаю его постоянно, и в последние времена всё чаще.

Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,

И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой…

И прямоту, что глупостью слывет,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока…

Ни дать, ни взять – портрет нашего времени! Но главное, ради чего длится всё это отчаянно-печальное перечисление, заключено в последних двух строках:

Все мерзостно, что вижу я вокруг...
Но как тебя покинуть, милый друг!

То есть – любовь! Как первопричина всего и, по сути, единственное основание жизни. Та самая, которая, по слову апостола Павла, «долготерпит, милосердствует, не бесчинствует, не ищет своего…» И еще у него же: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто».

Послушайте  несколько записей сонетов Шекспира и вас удивит, как поразительно близки они XXI веку.

Виктор Яковлев,

актер Псковского академического театра им.  А.С.Пушкина,

заслуженный артист России

 

Новости

На протяжении 2020 года Центр чтения реализовал цикл публикаций, посвященных литературным премиям и литературе non-fiction. Ключевым  сегментом всего цикла бесед  был вопрос – «кто они, герои современной литературы?». Предлагаем пролистать публикации за 2020 год. 

Автор и ведущая цикла - ведущий методист Регионального центра чтения Овчинникова Арина. 

Подробнее ...
Баннер
Баннер
Баннер