Главная Поэтическое чудодетство: 60 лет со дня рождения Михаила Есеновского
Поэтическое чудодетство: 60 лет со дня рождения Михаила Есеновского
15.10.2020 12:22

15 октября 1960 г. родился Михаил Юрьевич Есеновский - детский писатель, Прозаик, поэт, автор книг «Луна за диваном», «Где же ты, моя капуста?», «Главный шпионский вопрос», «Вкусный Юра», «Пусть будет яблоко», «Папа Большой и Папа Маленький» и др.

«


И страхи, и одиночество можно преодолеть, если на полную мощность включить фантазию, - эта идея сияет в творчестве Есеновского как гирлянда из разноцветных лампочек на новогодней елке», - говорит редактор Ольга Корф о творчестве  Михаила Есеновского.

Прозаик, поэт, автор книг «Луна за диваном», «Где же ты, моя капуста?», «Главный шпионский вопрос», «Вкусный Юра», «Пусть будет яблоко», «Папа Большой и Папа Маленький» и др. Лауреат премии «Синяя птица» Московского дома детской книги за творческую дерзость, оригинальность и фантазию за сборник «Людоеды», победитель конкурса «Книга года-2009» за сборник «Главный шпионский вопрос». Многие годы посвятил Михаил творчеству: писал сценарии для радио и телевидения, работал редактором детских журналов «Куча мала», «GЕОлёнок», главным редактором альманаха «Колобок и два Жирафа».

«Михаил Есеновский - из поколения рожденных в 60-е, их нередко называют инфантильными. Он из тех, кто извлек из продленного и сбереженного в себе детства нечто очень ценное, малодоступное другим поколениям. Из тех, кого воспитали как маленьких принцев - красивые мамы, добрые бабушки, первые космонавты. Из тех, кого научили жить в любви», - читаем слова исследователя детской литературы Ирины Арзамасцевой в аннотации к книге писателя «Пусть будет яблоко». Это книга о любви: малыша, мальчика, подростка, юноши - к маме, девочкам от четырех до тридцати четырех, к самому себе и ко всем остальным, таким непохожим на тебя самого.

Трогательно и с любовью – это отличительные черты творческой манеры Михаила Есеновского, за что его любят как дети, так и взрослые. Его «Луна за диваном» - сборник «парадоксальных, ёрнических да и просто весёлых и игровых стихов для «умных» детских читателей. Отталкиваясь от законов и формул физики, математики, астрономии поэт, как точно написано в аннотации к сборнику, из законов мироздания выводит свои собственные законы - «квантовую механику» нашей повседневной жизни, насыщенной невероятными событиями».


«Понимаете, я читаю, накапливаются знания.  Стихи ведь появляются случайно, - говорит автор, - Мне нравится воспарить над чем-то и посмотреть, как соединяются смежные отрасли знания. Моя научная деятельность никогда не была связана с квантовой механикой, но я как-то сам по себе стал замечать, что в квантовой механике всё очень похоже на нашу повседневную жизнь. Вот и бабушка удаляется со скоростью света. Это же не просто придумка, это вытекает из теории относительности: чем медленнее мы перемещаемся в пространстве, тем быстрее летит время…»:

Моя бабушка Света
носилась со скоростью света –
кухня, ванна, гостиная, туалет –
успевая варить макароны и жарить котлеты

и в сберкассе платить за воду, за газ, за свет.

Моя бабушка Света
летала со скоростью света.
Только пятки сверкали!
Только ветер свистел в ушах!
Как она незаметно, как медленно делала это!
Мелким шагом, вразвалочку, не спеша
.

Моя бабушка Света
однажды превысила скорость света,
не успев закончить мои и свои дела.
Ей один человек в халате белого цвета
запрещал делать это
но она его подвела
.

Моя бабушка Света
умчалась со скоростью света.
Растворился в предутренних сумерках бабушкин след.
У неё получалось всегда экономить на том и на этом,
но горит и сейчас в моём доме оставленный бабушкой
свет.

(Михаил Есеновский «Бабушка, которая перемещалась со скоростью света»)

Юрий Скоморохов: «Рассказы Михаила Есеновского про мальчика Юру мне сразу понравились, я даже увлекся как читатель. Признаюсь, мне Юра глубоко симпатичен. И не только потому, что он мой тезка… хотя и это тоже! Юра— мечтатель, и в своих фантазиях проходит массу испытаний. Пусть не всегда приключения случаются по его желанию, он всегда открыт им. На большинстве картинок нарисовал Юру слегка осторожным и завороженным — столько всего удивительного происходит, и ведь все именно с ним!

Приятного прочтения! Читайте вместе с детьми!

Голубева Антонина

 

Новости

БиблиоТеатр «Прямая Речь» приглашает на очередную беседу из цикла «Театральная энциклопедия». Тема – «Становление режиссёрского театра в России». Участвует засл.арт. РФ Виктор Яковлев.

Пожалуй, сегодня нам трудно представить современный театр без режиссёра. Задача режиссёра – сделать написанный текст визуальным рядом. Объяснение примитивное, но верное, как первобытный человек. Но только талант, индивидуальность режиссёра способны сделать визуальный ряд художественным событием.

22 июня 1897 года в два часа дня в московском ресторане «Славянский базар» началась одна знаменательная встреча.

Встретились два человека, и разговаривали 18 часов. Владимир Иванович Немирович-Данченко и Константин Сергеевич Алексеев (по сцене — Станиславский).

Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве» в главе «Знаменитая встреча» вспоминает:

«В июне 1897 года я получил от него записку, приглашавшую меня приехать для переговоров в один из московских ресторанов, называвшийся «Славянским Базаром». Там он выяснил мне цель нашего свидания. Она заключалась в создании нового театра, в который я должен был войти со своей группой любителей, а он — со своей группой выпускаемых в следующем году учеников».

А в 1898 г. откроется Московский Художественный общедоступный театр, и начнётся эпоха режиссёрского театра в России. Станиславский и Немирович-Данченко дадут плеяду режиссёров, чьи имена станут символом российского театра.

Спустя годы, будучи в эмиграции, Михаил Чехов, актёр, театральный педагог, режиссёр и, к слову, племянник Антона Чехова, в лекции для американских студентов «О пяти великих русских режиссерах» обобщил опыт ранней русской режиссуры, являющейся важным звеном как культуры Серебряного века, так и мировой сцены: «Сопоставляя крайности Мейерхольда и Станиславского с театральностью Вахтангова, мы в конце концов приходим к убеждению: все допустимо, все возможно в театре… Все совместимо и сочетаемо! Смелость! Свобода! Так воспитали нас Станиславский, Мейерхольд, Таиров и другие».

Приглашаем: 24 октября, 14:00, smart-зал ПОУНб.

Нина Яковлева



Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер