Главная Эдвард Мунк: Магия имени
Эдвард Мунк: Магия имени
05.10.2020 11:02

После долгого вынужденного перерыва БИБЛИОТЕАТР «ПРЯМАЯ РЕЧЬ» возвращается к своим читателям.

Центр Чтения приглашает на литературно-художественную программу «Эдвард Мунк. Услышанный крик». Участвует актёр Академического Театра Драмы им. А.С. Пушкина, засл.арт.

РФ Виктор Яковлев; ведущая – Нина Яковлева.


Глубоко в ночи сидел я один

И чувствовал, где-то

Ужасный крик

Разносился над Богом забытым миром.

Вильгельм Краг


Мунк, норвежский художник, прожил большую жизнь. Было много потерь родных и близких людей; творческие неудачи приводили в отчаяние, вгоняли в тяжелую депрессию. Признание художник получил вне Норвегии: консервативная публика не спешила оценить далекую от канона экспрессивную манеру Мунка. После одной из выставок главная норвежская газета АФТЕНПОСТЕН писала: некоторые картины «вызывают тошноту и острое желание обратиться в полицию».

Известность и славу получил на родине импрессионизма – во Франции. Салоны Независимых в Париже, Берлинский Сецессион расправили его крылья творчества.

Над картинами художник работал годами, при этом варьировал тему. Существует несколько вариантов «Девочек на мосту»; вечные темы символизма – одиночество, угасание, смерть – проходят красной нитью в его работах.

«Крик» оказался популярным в последующие десятилетия. Его услышали. Экзистенциальные переживания захватили человечество, стало казаться, что отчаяние, душевную боль, страхи депрессии Мунк передал предельно точно и выразительно.

Над картиной начал работать в 90-е годы 19 столетия, тогда же появляется лекция Кнута Гамсуна «О бессознательной духовной жизни», где писатель заявил, что в искусстве необходимо воссоздать «шёпот крови и мольбу суставов».

Время диктовало новые формы художественного творчества. Мунк делится с друзьями о собственных творческих муках: «Стоит мне только подумать о натурализме, реализме и всей этой индустрии от искусства, как меня начинает тошнить».

Эдвард Мунк, Из дневников:

«Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу».

Так появилось знаменитое произведение Мунка — «Крик», которое передавало страхи, отчаяние самого художника, - и от психического заболевания, и от длительной работы над полотном, - не удавалось передать тот кровавый закат над фьордом таким, каким увидел его.

Мы проследим, как уникально взаимодействуют живопись, литература, музыка Норвегии.

В конце 19 века Норвегия была посконной, деревенской страной. Но в музыке композитором номер один уже был Эдвард Григ, писателем - Генрик Ибсен, а художником становился Эдвард Мунк. Художников слова, музыки, живописи объединяло вечное стремление к творчеству, поиску новых форм.

он кричит на мосту на причале на сходнях

и от этого крика вскипает вода

он пришел из беды он ворвался в сегодня

и отсюда уже никуда никогда

наши злые слова наши старые страхи

если празднует боль будто кто отпинал

фреди крюгер души он приходит на взмахе

топора и от ужаса мокнет спина

вы забудете имя помянут не к ночи

для чего в этом месте он всё поменял

и кричит и стоит будто он приколочен

на мосту на пути от меня до меня.    Ян Бруштейн

Помимо общих опубликованных сведений о Мунке, важную и ценную информацию я получила из монографии искусствоведа Атле Нэсс «Эдвард Мунк. Биография художника».

Приглашаем 6 октября, 15.00, актовый зал ПОУНб.

Нина Яковлева



 

Новости

10 декабря 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения поэта, издателя, публициста Николая Алексеевича Некрасова. Региональный центр чтения поддерживает библиотечную акцию «Единый день писателя/поэта – юбиляра» и говорит о судьбе одного из самых спорных и противоречивых фигур в русской литературе.


Подробнее ...
Баннер
Баннер
Баннер