Рубрика «Наедине с книгой» представляет анонс одной из последних книжных новинок – биографии русского поэта Сергея Есенина в фокусе прочтения современного писателя Захара Прилепина. Книга доступна читателям Псковской областной универсальной научной библиотеки.


«Главное же, если говорить о характере Есенина, - сильнейшая инерция, внутренняя нацеленность на душевный слом, на раздрай в собственной душе: ведь из этого растут стихи»

(Захар Прилепин, из книги).

Открывая эту книгу, прежде всего, нужно настроиться – на долгое чтение, на знакомство с творчеством человека, с которым ты уже будто бы сроднился на литературно-интуитивном уровне. Оказывается, нет. И доселе известные трактовки и «прочтения» творческой и жизненной биографии этого удивительного, едва ли не самого любимого русской душой, поэта остаются где-то в стороне. А ты – в ожидании новой встречи … впереди.

Захар Прилепин написал труд (более тысячи страниц!), в котором попытался раскрыть образ не только поэта Сергея Есенина, но сущность его личности, судьбы, творчества.


Критики и рецензенты, прочитавшие книгу, расставляют разные акценты – кто-то хвалит, кто-то ругает, но иначе и быть не могло – ведь сама судьба Сергея Есенина побуждает к этому – его глубинная, внутренняя борьба тьмы со светом, с «Черным человеком». И это важно.

Леонид Юзефович в своей рецензии «Больше чем биография: Сергей Есенин глазами Захара Прилепина» говорит о том, что эта книга – «из тех немногих, достоверно воссоздающих историю реальных людей, при чтении которых возникает ни с чем не сравнимое чувство, что пока последние страницы не перевернуты, жизнь героя еще длится».

«Это документальная проза, мастерски выстроенная, интонационно и ритмически выверенная, насыщенная реалиями хорошо знакомого автору мира, населенная десятками полнокровных персонажей, которые не только в качестве свиты играют короля, но живут сами по себе. Наконец это просто захватывающее чтение. Начиная со второй четверти книги читаешь с нарастающим интересом, а от последних четырех сотен страниц трудно оторваться»

(Леонид Юзефович).

Социолог Николай Кофырин, напротив, не разделяет подобных восторгов. Для него оказался странным тот факт, что «писатель, не имеющий опыта стихосложения, пишет о поэте». Во многом об этом же (и не только) в своей рецензии размышляет Татьяна Трубникова: «Главная характеристика, которую я могу дать книге Захара Прилепина: она написана прозой. Сугубо – прозой. Взгляд прозаика на поэта…».

«Главное, чего нет в этой книге – это поэзии. Я не увидела здесь великого русского национального поэта Сергея Есенина. И даже более того… У Прилепина он – советский поэт!

В конце явственно указано, что поэт – русская миссия, не просто гений, а чистая душа-пророк, и в каких-то поступках не просто добрый – выше… Но! Как же вот эта внутренняя вера может сочетаться с самоубийством?! Отдавая себя, человек уповает на Бога.

Так что автор сам себе противоречит. Это бросается в глаза»

(Татьяна Трубникова).

Сопоставление этих противоречивых рецензий в нашем ключе не случайно. Оно рождает истину. В чем же она заключена?

В аннотации к изданию поставлены вопросы, ответы на которые нам предлагается найти по мере чтения: «Есенин - советский поэт или антисоветский? Христианский поэт или богоборец? Поэт для приблатнённой публики и томных девушек или новатор, воздействующий на мировую поэзию и поныне? Крестьянский поэт он или имажинист? Кого считал главным соперником в поэзии и почему? С кем по- настоящему дружил? Каковы его отношения с большевистскими вождями? Сколько у него детей и от скольких жён? Кого из своих женщин он по-настоящему любил, наконец? Пил ли он - или это придумали завистники? А если пил - то кто его спаивал? За что на него заводили уголовные дела? Хулиган ли он был, как сам о себе писал - или жертва обстоятельств? Чем он занимался те полтора года, пока был за пределами Советской России? И, наконец, самоубийство или убийство?».

Но русскому человеку, глубоко неравнодушному к творчеству Сергея Есенина, может быть, эти вопросы и не столь важны. Да, они провокационны, интересны, фактологически актуальны. И вместе с тем поверхностны. Ведь, когда мы обращаемся к познанию судьбы Сергея Есенина, хочется понять глубинную сущность и его поэтического дара, и его духовного пути. По сути, именно Есенин, среди десятков имен, творивших рядом с ним поэтов и писателей, владел удивительным даром проникновения в таинства русской души. Его стихи понятны, близки буквально на уровне интуиции, русскому человеку, потому как говорят о нем – его чаяниях, страданиях, болях, тревогах, и, конечно, спасительных маяках, дарующих гармонию духовных проекций.

Найдем ли мы это в книге Захара Прилепина? Чтение покажет – многотрудное, долгое, так нужное нам сегодня – в знаменательную дату 125-летия со дня рождения поэта.


До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предначертанное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

(Сергей Есенин)

Можно по-разному трактовать историю, литературу, искусство. Их можно перекраивать, изменять – себе в угоду, для удобства реалий современной действительности. Невозможно лишь одно – обмануть мыслящего, думающего, ищущего Истины, человека. Особенно – читателя. Ибо он ведом не нами. И путь его проецируется в иных измерениях.  Поэтому, открывая эту книгу, доверимся нашему сердцу. Только оно почувствует, что есть правда, а что – мираж.

Сергею Есенину – 125! Вечная память поэту…

Книга доступна для чтения на абонементе Псковской областной универсальной научной библиотеки.

Голубева Антонина, главный специалист Регионального центра чтения.