Главная "Наедине с книгой" «Наедине с книгой»: Захар Прилепин «Есенин. Обещая встречу впереди». Анонс.
«Наедине с книгой»: Захар Прилепин «Есенин. Обещая встречу впереди». Анонс.

Рубрика «Наедине с книгой» представляет анонс одной из последних книжных новинок – биографии русского поэта Сергея Есенина в фокусе прочтения современного писателя Захара Прилепина. Книга доступна читателям Псковской областной универсальной научной библиотеки.


«Главное же, если говорить о характере Есенина, - сильнейшая инерция, внутренняя нацеленность на душевный слом, на раздрай в собственной душе: ведь из этого растут стихи»

(Захар Прилепин, из книги).

Открывая эту книгу, прежде всего, нужно настроиться – на долгое чтение, на знакомство с творчеством человека, с которым ты уже будто бы сроднился на литературно-интуитивном уровне. Оказывается, нет. И доселе известные трактовки и «прочтения» творческой и жизненной биографии этого удивительного, едва ли не самого любимого русской душой, поэта остаются где-то в стороне. А ты – в ожидании новой встречи … впереди.

Захар Прилепин написал труд (более тысячи страниц!), в котором попытался раскрыть образ не только поэта Сергея Есенина, но сущность его личности, судьбы, творчества.


Критики и рецензенты, прочитавшие книгу, расставляют разные акценты – кто-то хвалит, кто-то ругает, но иначе и быть не могло – ведь сама судьба Сергея Есенина побуждает к этому – его глубинная, внутренняя борьба тьмы со светом, с «Черным человеком». И это важно.

Леонид Юзефович в своей рецензии «Больше чем биография: Сергей Есенин глазами Захара Прилепина» говорит о том, что эта книга – «из тех немногих, достоверно воссоздающих историю реальных людей, при чтении которых возникает ни с чем не сравнимое чувство, что пока последние страницы не перевернуты, жизнь героя еще длится».

«Это документальная проза, мастерски выстроенная, интонационно и ритмически выверенная, насыщенная реалиями хорошо знакомого автору мира, населенная десятками полнокровных персонажей, которые не только в качестве свиты играют короля, но живут сами по себе. Наконец это просто захватывающее чтение. Начиная со второй четверти книги читаешь с нарастающим интересом, а от последних четырех сотен страниц трудно оторваться»

(Леонид Юзефович).

Социолог Николай Кофырин, напротив, не разделяет подобных восторгов. Для него оказался странным тот факт, что «писатель, не имеющий опыта стихосложения, пишет о поэте». Во многом об этом же (и не только) в своей рецензии размышляет Татьяна Трубникова: «Главная характеристика, которую я могу дать книге Захара Прилепина: она написана прозой. Сугубо – прозой. Взгляд прозаика на поэта…».

«Главное, чего нет в этой книге – это поэзии. Я не увидела здесь великого русского национального поэта Сергея Есенина. И даже более того… У Прилепина он – советский поэт!

В конце явственно указано, что поэт – русская миссия, не просто гений, а чистая душа-пророк, и в каких-то поступках не просто добрый – выше… Но! Как же вот эта внутренняя вера может сочетаться с самоубийством?! Отдавая себя, человек уповает на Бога.

Так что автор сам себе противоречит. Это бросается в глаза»

(Татьяна Трубникова).

Сопоставление этих противоречивых рецензий в нашем ключе не случайно. Оно рождает истину. В чем же она заключена?

В аннотации к изданию поставлены вопросы, ответы на которые нам предлагается найти по мере чтения: «Есенин - советский поэт или антисоветский? Христианский поэт или богоборец? Поэт для приблатнённой публики и томных девушек или новатор, воздействующий на мировую поэзию и поныне? Крестьянский поэт он или имажинист? Кого считал главным соперником в поэзии и почему? С кем по- настоящему дружил? Каковы его отношения с большевистскими вождями? Сколько у него детей и от скольких жён? Кого из своих женщин он по-настоящему любил, наконец? Пил ли он - или это придумали завистники? А если пил - то кто его спаивал? За что на него заводили уголовные дела? Хулиган ли он был, как сам о себе писал - или жертва обстоятельств? Чем он занимался те полтора года, пока был за пределами Советской России? И, наконец, самоубийство или убийство?».

Но русскому человеку, глубоко неравнодушному к творчеству Сергея Есенина, может быть, эти вопросы и не столь важны. Да, они провокационны, интересны, фактологически актуальны. И вместе с тем поверхностны. Ведь, когда мы обращаемся к познанию судьбы Сергея Есенина, хочется понять глубинную сущность и его поэтического дара, и его духовного пути. По сути, именно Есенин, среди десятков имен, творивших рядом с ним поэтов и писателей, владел удивительным даром проникновения в таинства русской души. Его стихи понятны, близки буквально на уровне интуиции, русскому человеку, потому как говорят о нем – его чаяниях, страданиях, болях, тревогах, и, конечно, спасительных маяках, дарующих гармонию духовных проекций.

Найдем ли мы это в книге Захара Прилепина? Чтение покажет – многотрудное, долгое, так нужное нам сегодня – в знаменательную дату 125-летия со дня рождения поэта.


До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предначертанное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

(Сергей Есенин)

Можно по-разному трактовать историю, литературу, искусство. Их можно перекраивать, изменять – себе в угоду, для удобства реалий современной действительности. Невозможно лишь одно – обмануть мыслящего, думающего, ищущего Истины, человека. Особенно – читателя. Ибо он ведом не нами. И путь его проецируется в иных измерениях.  Поэтому, открывая эту книгу, доверимся нашему сердцу. Только оно почувствует, что есть правда, а что – мираж.

Сергею Есенину – 125! Вечная память поэту…

Книга доступна для чтения на абонементе Псковской областной универсальной научной библиотеки.

Голубева Антонина, главный специалист Регионального центра чтения.

 

Новости

22 октября исполняется 150 лет со дня рождения русского писателя, поэта и переводчика, лауреата Нобелевской премии по литературе (1933 г.) Ивана Алексеевича Бунина (22 октября 1870 года, Воронеж - 8 ноября 1953 года, Париж).

Подробнее ...
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер