13 мая 2020 года исполнилось 800 лет со дня рождения великого русского правителя и святого Александра Невского, а 12 сентября мы знаменуем день его памяти.

В честь знаменательных дат и в память о мудром князе Региональный    центр чтения библиотеки подготовил историческую литературно-краеведческую видеопрограмму для детей. Программа создана в рамках проекта Центра «В контексте истории», реализуемого с сентября 2019 г. в сотрудничестве со школами города Пскова.

 Данный материал может быть использован преподавателями образовательных учреждений и специалистами библиотек на уроках по историко-краеведческому направлению. Видеопрограмма рассказывает значении деятельности князя в русской истории, а сопровождающий текст – о его судьбе – рождении, главных сражениях, памяти в устах поколений.


В погожий весенний день 12 мая 1221 года колокола Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского разнесли окрест счастливую новость: у князя Ярослава Всеволодовича от торопецкой княжны Ростиславы, во крещении Феодосии, родился второй сын. Это означало, что ещё одним славным богатырем пополнился род Владимира Мономаха, который являлся Ярославу дедом.

 Ему была дарована нелегкая судьба - быть воином и защитником Православной веры. Он прославил своё имя в борьбе со шведами, немцами и литовцами, которые стремились овладеть Псковом и Новгородом.

Невская битва

Первый удар по Северной Руси нанесли  шведы. Летом 1240 года шведская флотилия во главе с ярлом Ульфом Фаси и зятем короля Эрика XI Биргером Магнуссоном вошла в устье Невы. Житийная повесть сообщает о подготовке к битве со шведами следующее: вражеский вождь «…пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою». Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне». И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, утер слезы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: «Не в силе Бог, но в правде». 

Шведский лагерь располагался неподалеку от впадения реки Ижоры в Неву. Он подвергся нападению русских отрядов в воскресенье 15 июля около 10 часов утра. Битва затянулась на много часов. В конце концов, шведы не выдержали боя и подались к кораблям, отдав свой плацдарм на берегу. Два судна им пришлось наполнить мертвыми телами знатных («вятших») воинов, а иных, как говорят русские источники, похоронили в общей яме «без числа». 

Победа принесла Александру Ярославичу громкую славу. Этот успех и добавил к имени князя почетное прозвище «Невский».

В том же году Александр, поссорившись с новгородцами, уехал от них. За время его отсутствия случилось немало бед. Немцы заняли Псков, взяли городок Тёсов и основали недалеко от побережья Финского залива крепость Копорье. Русские купцы стали жертвами рыцарского разбоя в 30 верстах от Новгорода.

 Ледовое побоище

Зимой 1241/1242 года Александрова рать вновь вышла в поход. Вскоре ею был возвращен Псков. Главное столкновение с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера, «на узмени», недалеко от скалы Вороний камень.

Силы были не равны, но Волей Господа избрал молодой князь местом битвы не ровное поле, а ледяную гладь. Кроме того, он выстроил своих воинов так, чтобы традиционная «свинья» немецких рыцарей попала в окружение и была повержена даже при значительном численном превосходстве. План оказался правильным вплоть до мелочей: тевтонские рыцари ступили на лед Чудского озера, который начал трескаться и проваливаться под массой тяжелых металлических доспехов. Княжеские же ратники замкнули боковые фланги и зажали противника в «мешок».

 В субботу (5 апреля) на восходе солнца рать меченосцев в накинутых поверх доспехов белых плащах, с нашитыми на них красным крестом и мечом двинулась по льду озера на новгородцев. Построившись клином — «свиньей» и сомкнув щиты, они врезались в русскую рать и пробились через неё. Среди новгородцев началось смятение. Тогда Св. Александр с запасным полком ударил в тыл врага. Началась сеча, «зла и велика... и трус от копей ломленье и звук от мечного сечения... и не бе видети озеру, покрыло бо есть все кровью». Чудь, шедшая вместе с орденом, не устояв, побежала, опрокинув и меченосцев. Новгородцы гнали их по озеру семь вёрст, до другого берега озера, называемого Супличским. На широком ледяном пространстве бежавшим некуда было скрыться. В битве пало 500 меченосцев и множество чуди. Пятьдесят рыцарей было взято в плен и приведено в Новгород. Многие утонули в озере, провалившись в полыньи, а многие израненные скрылись в лесах. Как во времена Невской битвы, современники видели Божий полк в воздухе, помогавший новгородцам.

Святой князь Александр со славою въехал в Псков. За конём его шли пленные рыцари. Игумены и священники и множество народу с образами и хоругвями вышли ему навстречу. Полководец проехал прямо в собор Св. Троицы, где был отслужен молебен. Александр Ярославич одержал победу.

Ледовое побоище решило исход большой войны. Орден вынужденно отправил в Новгород «с поклоном» посольство во главе с Андреасом фон Стирландом; тот заключил мир, отказавшись от всех прежде завоеванных новгородских и псковских территорий.

Нравственное значение Ледового побоища чрезвычайно велико. Оно даже более значительно, чем политические последствия. Русь истекала кровью. Русь ослабела под ударами монголо-татар. Издалека она казалась легкой добычей. Но Ледовое побоище показало: здесь сохранилась сила, готовая похоронить торопливых завоевателей.

Борьба с Западом не окончилась Невской и Чудской битвами. Она, возобновясь ещё при жизни Святого Александра, продолжалась несколько столетий. Но Ледовое побоище сломило вражескую волну в то время, когда она была особенно сильна и когда благодаря ослаблению Руси успех ордена был бы решительным и окончательным. На Чудском озере и на Неве Князь Александр отстоял самобытность Руси от Запада в самое тяжёлое время татарского полона. Обе эти сечи были битвами, которые не принесли ни мира, ни полного освобождения, но которые обозначают собою глубокий перелом, направляют историческую жизнь народа в иное русло. Память об этих битвах долго жила и в Новгороде, и в Пскове. Более трёхсот лет на всех ектеньях поминались павшие в сечах на Неве и на Чудском озере.

 Став в 1250 году великим князем Владимирским, святой Александр много потрудился над восстановлением и устройством Русской земли, сильно в то время страдавшей от насилия татар, и являл себя твёрдым защитником и хранителем православия.

 С его именем связывают и грамоту, упорядочившую псковское законодательство на основе норм «Русской Правды». От неё протянулась прямая нить к «Псковской судной грамоте» (1397 год).


Александр Ярославович окончил земной путь в Городце-на-Волге, в монастыре, 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.  Митрополит Кирилл сказал о кончине великого защитника Руси: «Зашло солнце земли Русской!» А новгородский летописец, печалясь о кончине князя, написал: «Дай, Господи Милостивый, видеть ему лицо Твое в будущий век, ибо потрудился за Новгород и за всю Русскую землю».

Житийная повесть про Александра Ярославича рассказывает о посмертном чуде, совершенном через него Господом Богом: «Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита…».

Великий князь Александр Ярославич канонизирован Русской Православной Церковью. Главные дни его поминовения приходятся на 30 августа (12 сентября) и 23 ноября (6 декабря).

Изначально Александр Невский был погребён в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, и до середины XVI века Рождественский монастырь считался первым монастырём на Руси. В 1380 г. мощи были открыты нетленными и положены в раке поверх земли. Согласно спискам летописей XVI века, во время пожара во Владимире 23.05.1491 «тело великого князя згоре (сгорело)». В списках тех же летописей XVII века рассказ о пожаре полностью переписан и упомянуто, что мощи были чудесным образом сохранены от пожара.

В 1547 г. князь был причислен к лику святых, а в 1697 суздальский митрополит Илларион поместил мощи в новую раку, украшенную резьбой и покрытую драгоценным покровом.

Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 г., святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа по повелению Петра Великого были установлены в Александро-Невской церкви Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря (с 1797 г. лавра).

В 1790 году при освящении в монастыре Троицкого собора мощи положены в нём, в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной в 1753 году, на изготовление раки мастерами Сестрорецкого оружейного завода пошло около 90 пудов серебра.

В 1790 году после завершения строительства собора Пресвятой Троицы гробница была перенесена в этот собор и размещена за правым клиросом.

В мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Изъятая рака передана в Эрмитаж, где находится по настоящее время. В 1989 году мощи святого возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе.

Поистине князь Александр Невский стал национальным героем русского народа, Русская Православная Церковь причислила его к лику святых, в XX веке был учрежден боевой воинский орден Александра Невского, во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. было большое стремление называть именем великого князя боевые отряды, полки и дивизии, партизанские отряды.

Александр Невский вошел в историю как яркий борец за сохранение и усиление Православия на Руси, в котором он видел залог ее жизнеспособности и сохранения политической самостоятельности. Он был выдающимся полководцем, мудрым и ловким дипломатом, талантливым государственным деятелем, искусным и дальновидным правителем и очень смелым, добрым и незлобливым, благородным человеком.

 О его жизни и государственной деятельности написано множество книг и исследований, а интерес к его фигуре не иссякает и по сей день.

Голубева Антонина, Региональный центр чтения