Главная «Единый день писателя/поэта – юбиляра»: Александр Твардовский
«Единый день писателя/поэта – юбиляра»: Александр Твардовский
19.06.2020 13:25

21 июня 2020 года исполняется 110 лет со дня рождения писателя, поэта, прозаика, журналиста Александра Твардовского. Его имя – неотъемлемая часть нашей культуры, истории, литературы и …совести, поскольку Александр Трифонович – один из немногих советских писателей, кто сказал свое Слово в литературе честно, искренне, не погрешив против ценностей нравственно-этического характера. Чем же уникальны его судьба и творчество? Читайте об этом в нашем творческом обзоре в рамках библиотечной акции ««Единый день писателя/поэта – юбиляра».

Также предлагаем ознакомиться с презентацией о жизни и творчестве Александра Твардовского.

<iframe src="https://docs.google.com/presentation/d/e/2PACX-1vS6NScim1oiMKJXUbSXvPSRmpXy8PC3L8idIAQW103IWnPVFILOHRGCYV2kBf2cjt489QYbvHmgefCA/embed?start=false&loop=false&delayms=3000" frameborder="0" width="740" height="584" allowfullscreen="true" mozallowfullscreen="true" webkitallowfullscreen="true"></iframe>

«…Волнение испытываешь, когда пишешь об Александре Твардовском, великом поэте нашего времени, поэте, чье имя получило полное признание в народе, признание от читателя, едва овладевшего основами русского языка, до такого тонкого ценителя литературы, как Иван Бунин»

(М. Лисянский, поэт)

Когда мы произносим имя Александра Твардовского, невольно вспоминаем   Василия Тёркина – героя, который стал олицетворением русского характера с его мужеством и стойкостью, юмором и находчивостью, невероятной силой понимания русской души – ранимой, совестливой, честной. Не таким ли был и сам автор – человек, которого наименовали в литературоведении «колоколом правды»? По признанию Твардовского, «Теркин» был ...моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».

Однако, как известно, изначально Александр Твардовский вошел в литературу автором поэмы «Страна Муравия», посвященной сложному пути крестьянина к новому укладу жизни. Именно эта книга принесла писателю славу, и во многом определила дальнейший путь.

«Во всех тогдашних делах деревни я разбирался порядочно, — не только потому, что сам происходил из деревни, но особенно потому, что все происходившее там в годы «великого перелома» составляло для меня самый острый интерес и задачу жизни» - говорил писатель, тем самым отмечая, что судьба русской деревни, как и русской жизни в целом, стала определяющей для его художественного пути.

«Бог дал ему редкую способность с юности понять русскую народную судьбину - то знание, которое позже станет и глубоким, и всеобъемлющим и поможет поэту показать русского человека в его подлинном виде и на полях величайшей войны, и на невиданных миром стройках, обновивших ледяную, глухоманную Сибирь» (Александр Румянцев, источник цитаты).

Он прошел Великую Отечественную войну, был призван в ряды Красной Армии в 1939 году, участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией уже в офицерском звании был в должности спецкорреспондента военной газеты.

Именно во время войны он создал поэму «Василий Теркин» (1941 - 45), и почти одновременно с «Теркиным»  и стихотворениями «Фронтовой хроники»  начал законченную уже после войны поэму «Дом у дороги» (1946). Чуть позже, в 1950 - 60 была написана поэма «За далью – даль».

Наряду со стихами Твардовский создавал прозу. В 1947 опубликовал книгу о войне под общим заглавием «Родина и чужбина». Исследовал также и творчество своих собратьев по перу, как критик издал «Статьи и заметки о литературе» (1961), статьи о творчестве С. Маршака, И. Бунина (1965), М. Исаковского  (1969).

Это был в определенном смысле уникальный человек, и уникальность эта была особого, нравственного характера: «Твардовский великий поэт, чьим голосом в годину подвига и горя говорил народ. Руководитель журнала, который посреди лицемерия и обмана был народной совестью. Все 60-е гг. Твардовский, как Атлант, держал на своих плечах нашу литературу. Ценою жизни втащил в литературу Солженицына, твердо его поддерживал. Боролся с засильем секретарской лжелитературы. Боролся против цензуры, которую назвал пережиточным органом нашей литературы». Так пишет  в своей научной работе Баевский Вадим, и его слова – истина, неподвластная течению времени.

Слово, сказанное Твардовским, уникально не только тем, что оно раскрывает национальный характер русского человека, но и воссоздает художественную красоту, богатство, выразительность,  нашего родного языка.

Твардовский прошел трудную дорогу, но оставил после себя прекрасное творчество, которое любимо русским человеком, несмотря на реалии времени. А иначе и не может быть, ведь оно говорит о ценностях вечного характера – совести, человеческом благородстве, доброте и широте души, простом человеческом сочувствии, и великом счастье быть истинно русским человеком, идущим своим, собственным, путем – проб и ошибок, счастливых открытий и радостных побед…

Кому другому, но поэту

Молчать потомки не дадут.

Его к суровому ответу

Особый вытребует суд.

Я не страшусь суда такого

И, может, жду его давно,

Пускай не мне еще то слово,

Что емче всех, сказать дано.

Мое - от сердца - не на ветер,

Оно в готовности любой:

Я жил, я был - за все на свете

Я отвечаю головой...

(Александр Твардовский)

 

Голубева Антонина, главный специалист Регионального центра чтения 


 

Новости

2020 – год 80-летия со Дня рождения поэта Иосифа Бродского. Он, родившийся в советском Ленинграде, мировую славу обрёл далеко за пределами любимой Отчизны. Но всегда считал себя русским поэтом. Из письма Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу: «Я принадлежу к русской культуре, я сознаю себя ее частью, слагаемым, и никакая перемена места на конечный результат повлиять не сможет. Язык – вещь более древняя и более неизбежная, чем государство. Я принадлежу русскому языку, а что касается государства, то, с моей точки зрения, мерой патриотизма писателя является то, как он пишет на языке народа, среди которого живет, а не клятвы с трибуны. Я здесь, в России родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Все плохое, что выпадало на мою долю, с лихвой перекрывалось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом».

У микрофона – БИБЛИОТЕАТР «ПРЯМАЯ Речь». Фрагмент из эссе Иосифа Бродского «Набережная неисцелимых» читает засл. арт. России Виктор Яковлев. Вступление – руководитель РЦЧ Нина Яковлева.


Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер