Главная Объявляем II этап интерактивного читательского online-марафона
Объявляем II этап интерактивного читательского online-марафона
17.03.2020 10:33

Интерактивный читательский online – марафон, посвященный современной прозе, представляет следующую книгу для обсуждения – роман Дмитрия Быкова «Июнь». Предлагаем ознакомиться с изданием, а также условиями марафона!

С 16 марта по 5 апреля 2020 г. обсуждаем роман в группе нашей библиотеки Вконтакте Biblioplace - территория псковского чтения

Рубрика «Наедине с книгой», в рамках которой организован читательский online – марафон, призвана не только освещать новинки современной литературы для читателей, но и выстраивать с ними живой диалог. И читательский марафон в этом отношении является хорошей площадкой для такого интерактивного общения между читателями, поскольку позволяет не только поделиться своим мнением о прочитанном, но и задавать вопросы, искать ответы – так, чтобы книга получила свою  «вторую жизнь» - в устах читателей.

Второй этап марафона мы посвящаем еще одной новинке, которая появилась в контексте современной прозы в последние годы – роман современного прозаика и поэта Дмитрия Быкова «Июнь».

С 16 марта по 5 апреля 2020 г. обсуждаем роман в группе библиотеки Biblioplace - территория псковского чтения. Книга есть на абонементе нашей библиотеки. Отзывы и рецензии оставляем под записью В контакте с хэштегом #читательский_марафон@pskovlib

Дмитрий Львович Быков – известный российский писатель, поэт, журналист, радио- и телеведущий, преподаватель. Биограф знаменитых российских писателей и поэтов. Литературный дебют писателя состоялся в 1992 году: это был сборник его стихотворений «Декларация независимости». В последующие годы вышли поэтические сборники «Послание к юноше», «Военный переворот», а в 2001 году увидел свет первый роман Быкова «Оправдание». К настоящему моменту среди популярных романов писателя - «Эвакуатор», «Списанные», «Орфография», «Икс». Дмитрий Львович является профессором МГИМО, преподает литературу и историю литературы СССР в московских школах, а также продолжает литературную деятельность.

В начале сентября 2018 года в «Редакции Елены Шубиной» вышел новый роман писателя «Июнь», описывающий события в Советском Союзе 1939–1941 гг. Книга сразу получила положительные отклики. Литературный критик Галина Юзефович, например, назвала его «лучшим из написанного Быковым со времен «Пастернака» и определенно самым совершенным его художественным текстом, самым продуманным и выстроенным, виртуозно сочетающим в себе сюжетность с поэтичностью, а легкость - с драматизмом и пугающей глубиной».

Композиционно в книге три сюжетные линии, три самодостаточные части, объединенные в одно целое лишь условно: второстепенным персонажем (шофером по имени Леня), временем (события всех трех частей начинают развиваться примерно за два года и оканчиваются июнем 1941-го), а также общим чувством вины и неизбежности войны.

Когда в одном из интервью Дмитрия Быкова спросили о содержании книги, он ответил: «Если излагать очень кратко, то эта книга посвящена фундаментальным проблемам бытия. Она представляет собой три точки зрения на одно и то же событие. Их объединяет только концовка: сюжет каждой истории завершается 22 июня 1941 года. Мне важно было написать о том, как три героя - каждый по-своему - приближают катастрофу, а расплачивается за них четвертый, ни в чем не виноватый. Этот четвертый - мой дед».

Общее представление о фабуле романа даёт Наталья Ломыкина в статье «Июнь»: роман-эксперимент Дмитрия Быкова о предвоенном времени»: «В душной и тревожной атмосфере надвигающейся войны разворачиваются три истории, почти не связанные друг с другом. Любовная трагикомедия молодого поэта Миши Гвирцмана, которого в 1940 году по нелепому заявлению на полгода выгоняют из Института философии, литературы и истории. Драма советского журналиста Бориса Гордона, мечущегося между женой и вернувшейся из эмиграции возлюбленной: цена слова и доносы, липкий страх и стыд, арест и предательство, стирающее границы между жизнью и существованием. И, наконец, третья, как определяют в издательстве, «гротескная, конспирологическая сказка» о пожилом филологе Крастышевском, который ищет способы управлять намерениями людей с помощью языка и текста. Дмитрий Быков собирает пирамиду романа из трех историй, нанизывая судьбы своих героев на предчувствие войны. И напряжение все нарастает, потому что, в отличие от героев, читатель не только точно знает, что война будет, но и знает, какой страшной она окажется».

У героев книги есть реальные, хотя и довольно условные прототипы. Например, предполагается, что герой первой истории – это Давид Самойлов, известный фронтовой поэт. Он действительно учился в ИФЛИ, но ушёл на войну, не закончив обучения. Жена журналиста Бориса Гордона – это Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой, осуждённая в 1939 году на восемь лет суровой лагерной жизни. А образ филолога из третьей истории вдохновлён Сигизмундом Кржижановским, театральным критиком, драматургом, философом, который при жизни практически не печатался.

По своему идейному содержанию этот роман обращен в будущее, ибо «война еще будет». Война, которая, являясь средоточением страдания, должна будет принести очищение и спасение человеческой души. Очень спорная, неоднозначная, трудная тема, развенчивание которой автору далось также тяжело: «Ни одна книга не давалась мне так трудно, как эта, но и ни одна книга не рассказывала обо мне так много ужасных вещей. Я попытался впервые прикоснуться к некоторым самым мучительным язвам», поэтому автор не советует читать книгу слишком впечатлительным и слишком доверчивым людям, ведь пробуждает в читателе «не самые лучшие чувства: тревогу и неуверенность в завтрашнем дне».

«Война еще будет, придет за всеми. Потому что я не знаю, чем еще можно такой мир спасти.

- А войной можно? - спросил Миша. Он разозлился. Ему не хотелось войны и не нравилось, когда в войне видели нравственное благо.

- А войной можно, но не всякой. Вот ты подумай. Должна быть такая война, которая во что-то перерастет. Во время которой люди что-то вспомнят. Она должна быть очень огромная, очень. Очень страшная. Но только такая война сотрет все вот это, и с нее начнется новый мир. Уже навсегда.

- От количества зла, Лийка, ничего нового начаться не может.

- Нет, может! - закричала она. - Ты просто не понимаешь еще. Все это время растет, пухнет огромное, невыносимое зло. Оно было рассредоточено, а теперь собралось. И это единственный шанс его убить, и мы все сейчас ждем, чтобы оно набухло и треснуло. Его можем убить только мы, больше некому» (Строки из романа).

Приглашаем к участию в марафоне! Присоединяйтесь — пишите рецензии в комментарии в группе «Biblioplace - территория псковского чтения», где в записях сообщества размещен новостной релиз, приглашающий к обсуждению издания.

Желаем приятного прочтения!

Книга есть на абонементе нашей библиотеки.

Голубева Антонина, главный специалист Регионального центра чтения







 

Новости

14 сентября 1936 года родился русский поэт Александр Семёнович Кушнер.

С его именем читатели, безусловно, знакомы.  Поэт, лауреат многих литературных премий, в том числе премии «Северная Пальмира» (1995), Государственной премии России (1996), Пушкинской премии немецкого фонда Альфреда Тёпфера (1999), Государственной Пушкинской премии (2001), Российской национальной премии «Поэт» (2005), Сербской поэтической премии «Золотой ключ» (2007).

Подробнее ...
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер