Главная Священные шатры Людмилы Улицкой
Священные шатры Людмилы Улицкой
20.02.2020 15:55

21 февраля - день рождения Людмилы Улицкой (21 февраля 1943 г.). У каждого человека есть выбор творчества. «Независимо от эпохи жить надо только творчески. Творчеством спасается человек», - говорит писательница. И подтверждает это и жизнью и творчеством.

Итак, Людмила Улицкая: прочтение...

Английское слово «clutter» (на русском – мусор) произошло от старого английского «clоtter», что в переводе обозначает «сгущать,  свертывать». Это слово четко выражает суть образования мусора.

Уже несколько месяцев Россия читает  последнюю книгу Людмилы Улицкой. В конце минувшего года вышло новое произведение писателя  «Священный мусор». За всю свою земную жизнь мы обрастаем такими удивительными предметами, которые из неодушевленных становятся  живыми и необходимыми, ибо в них проникает сердечная и душевная боль любимого, близкого человека; а из уголков странной памяти является невысказанное, недодуманное… Может быть, это и мусор в космической круговерти, но мусор священный.

Эта память хранит литературные образы, они ассоциируются с собственной жизнью. Так Борис Пастернак рассказал ей о детстве девочки («Детство Люверс»), и она возвратилась в охранительный круг семьи.

«Чтение – взрыв. Мир расширяется, распирается новым знанием. Оно в книжном шкафу в коридоре, в квартире моих предков. «Я» - отчасти – складывается из суммы прочитанных книг». У каждого человека свой период  «утоления жажды», но он обязателен,  он – задел для воплощения задуманного. Бывает так. Книга прочитана, закрыта, а ты продолжаешь думать и говорить ее образами, фразами. Это и не цитаты, поскольку выходят из твоей ткани,  а скорее некие реминисценции, рожденные в новом контексте.

Людмила Улицкая  тот писатель, книги которого ждешь с нетерпением и радостью. Ее духовно-нравственные откровения, понятные до боли, до всхлипа, ее герои, такие живые и близкие, ее художественный стиль,  который так понятен своей ясностью и индивидуальностью объединяет людей, стремящихся все еще в книгах находить ответы на вечные вопросы: что делать, кто виноват, как жить не по лжи…

Что движет человеком? Вера и Любовь. Вот постулаты Улицкой. Здесь Вера и в Высшее Божественное начало, и в духовное предназначение человека;  здесь Любовь как христианская заповедь и как повседневная жизнь. Вера и Любовь руководит человечеством, управляет внеземным Разумом, дающим земную жизнь. Вера и Любовь Улицкой без фарисейства и ханжества, без суеты и показухи. Они – от  Того, однажды распятого за Веру и Любовь. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится (1 Кор 13:4,8)

Несколько лет назад в общество вернули подзабытое слово «толерантность». Мгновенно стало модно-удобным, и летало оно с журналистского пера подчас беспечно, не задумываясь об его истинном предназначении. «… если хорошо объяснить детям с малых лет, то они поймут, что другие люди, несмотря на различия во внешнем облике и культурных привычках, по сути своей мало чем отличаются от нас. Эта простая идея, если её преподнести не закостеневшему в предрассудках подростку, способствует взаимопониманию. Может иллюзия? Не знаю».

Людмила Улицкая явила нам Даниэля Штайна, переводчика, монаха в миру. И оказалось, что «Медея и ее дети», «Казус Кукоцкого» были прологом к образу Даниэля. Вот он -  смысл земного пребывания  человека: Любовь к ближнему своему, Вера в него и стремление прийти на помощь. Всех понять и суметь простить, при этом служа миссионером. Потому и смерть не страшна, ибо исполнено завещанное от Бога.  Роман  «Даниэль Штайн, переводчик» - духовная константа Улицкой. Любовь объединяет людей, помогает им делать одно дело. «А если бы ее хватало, то они совместно делали бы одно и то же дело и разделялись бы не по принципу сторонников и противников толерантности, а по иному принципу: людей, которые готовы служить ближнему, и людей, которые еще не доросли до этого радостного состояния. Я таких прекрасных людей знаю и в том, и в другом лагере».

В «Священном мусоре» Людмила Улицкая пытается разобраться в собственном «духовном шкафу», извлечь из него явное и тайное, освободиться от ненужного и обрести потерянное. Она честна перед читателем и своей совестью. Ее непроходящая боль – слезы-мучения детей, стариков, судьбы отверженных и страждующих.

«…творчество понимаю очень широко. Все, кто работает с душой, со смыслом, - это творческие люди. И  воспитательница в детском саду, и маляр, и сантехник. Не только ученые и художники».

«Священный мусор», сборник рассказов и эссе,  заканчивается коротким словом  КОНЕЦ. Наше время нивелирует книгу, на смену этого важнейшего культурного феномена приходят новые формы. «Книги превращаются постепенно во вселенский мусор. Это очень хорошо знал Рэй Брэдбери. С горечью он писал о планете, где вся материальная культура сохранена, только нет людей, которые ее создали и могли бы пользоваться. Тогда, в отсутствие потребителя, вся культура превращается в мусор».

Но у каждого человека есть выбор творчества. «Независимо от эпохи жить надо только творчески. Творчеством спасается человек». Людмила Улицкая подтверждает это и жизнью и творчеством.

Нина Яковлева, Региональный центр чтения

_________________________

К Дню рождения Людмилы Улицкой на книжной полке нашей библиотеки в онлайн-проекте «ЛитРес» появилась ее новая книга - сборник рассказов «О теле души» (2019). Рубрика «Наедине с книгой» рассказывает о книге.

Можно ли нарисовать атлас души? Постичь душу? Уловить то пограничное пространство, в котором оказывается душа каждого уходящего в небытие? На эти вопросы Улицкая отвечает голосами своих героев, каждый из которых по-своему переживает встречу со смертью, и для многих она «становится избавлением, примирением, принятием себя и Другого, мистическим чудом, сакральной тайной и физиологическим актом» (Мария Башмакова, «Новая газета»).

Эта книга будет интересна не только любителям творчества Людмилы Улицкой, но и всем, кто задумывается о вопросах человеческого бытия: «Прекрасная, миниатюрная книга для вдумчивого читателя, готового к лёгкому течению прозрачной воды, запаху антоновских яблок, звуку божественной флейты и полному растворению» (Из отзывов читателей).

Не забывайте о том, что с 14 февраля по 1 марта можно стать участником читательского online-марафона, посвященного современной русской литературе. Читаем и обсуждаем в группе «Biblioplace - территория псковского чтения» роман современного писателя Евгения Водолазкина «Брисбен». Книга также доступна для чтения на книжной полке нашей библиотеки в «Литрес».

Подробнее о марафоне здесь.

Голубева Антонина, главный специалист Регионального центра чтения

 

Новости

Время, заключенное «в сегодня», диктует нам иные форматы, когда культура должна осваивать новые территории.

В одной из программ на канале «Культура» писатель Алексей Варламов поделился своим наблюдением: Когда на севере поморы уходили на промыслы, у них там были зимовки, очень долгие, они брали с собой сказителя, который не участвовал в их повседневном тяжелом труде, - ловить рыбу, добывать нерпу, - его задача была во время этих зимовок рассказывать им какие-то истории, пока последний из них не уснёт. Каждую полярную ночь, которая была тоже своего рода испытанием. И его за это кормили, у него был свой кусок хлеба. Думаю, каждый, кто в эти дни причастен к культуре, искусству, должен нацеливать себя на то, что сегодня людям надо рассказывать какую-то историю, исполненную, с одной стороны смысла, содержания, но, с другой стороны, увлекательную, история, в которой есть утешение, надежда. Со временем всё расчистится, и мы поймем, для чего это нужно.

Подробнее ...
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер