Главная "Наедине с книгой" «Наедине с книгой»: современные рассказы с осенним характером
«Наедине с книгой»: современные рассказы с осенним характером

30.10.2019

В канун последнего осеннего месяца еженедельная рубрика «Наедине с книгой» предлагает скрасить дождливые серые вечера атмосферными книгами – сборниками рассказов современных авторов на разные темы: о любви и предательстве, России и русском пути, жизни и жизненном выборе, и, конечно, о самом человеке – кузнеце собственного счастья. Пять сборников – «Чувство безмерное и смутное - Россия…», «Жить», «Притяжение неба», «Свой путь», Любовь, или Связь поколений» о самом главном, животрепещущем, настоящем.

Приятного прочтения!

Бытует мнение, что жанр рассказа под силу только талантливым. Доля истины в этом есть, и представленные в рамках этих книг рассказы наглядно это подтверждают. Под обложками анонсируемых книг хорошо знакомые читателям имена – Анатолий Ким, Михаил Тарковский, Роман Сенчин, Андрей Рубанов, Дина Рубина, Виктор Пелевин, Андрей Геласимов, Юрий Буйда, Дмитрий Емец, Мария Метлицкая, Людмила Петрушевская, Людмила Улицкая и многие другие. Десятки имен, рассказов, историй и судеб предстают на страницах пяти прекрасных сборников.


Жить!: сборник: [18+]. - Москва: Э, 2018. - 284, [1] с.: ил.; 21 см. - (Коллекция современного рассказа).; ISBN 978-5-04-093309-9 : 2000 экз.

Именно об искусстве жить рассказывает сборник рассказов «Жить!», объединяющий тексты известных современных писателей: Андрея Рубанова, Валерия Бочкова, Даниэля Орлова, Олега Рябова, Бориса Евсеева и других.

Открывает книгу рассказ Андрея Рубанова «Тубанар» - краткий, предельно выдержанный текст о людях, чьи судьбы объединило желание жить. Главный герой попадает в больницу с диагнозом «туберкулез» и радуется – «хорошо, что не рак», ибо «тяжелые болезни посылаются нам во избежание еще более тяжелых болезней». И далее сюжет рассказа фокусируется на нескольких персонажах, истории жизни которых преподнесены зорким взглядом главного героя. Их всех объединяет одно – желание жить. Но неизменно между строк мы чувствуем немой вопрос – «а зачем?». И, действительно, Андрей Рубанов задается этим вопросом, только в ином ключе: «Зачем он [Бог] наградил человека, в его юные годы, целым набором тяжелых хворей? … в голове все время крутилась одна и та же мысль, знакомая множеству людей. А может, вообще не надо никого лечить? Может, хорошо бы слабым умирать в младенчестве, чтобы планета доставалась только сильным, здоровым, краснощеким особям?».

Этот вопрос находит отклик в сердце читателя, и мы понимаем, что перед нами – особая книга – жизнеутверждающая: жить вопреки всему и во имя самой жизни – та мысль, которая сквозным эхом звучит на каждой странице. И несмотря на то, что герои сталкиваются с непростыми ситуациями и решают сложные, порой несоизмеримо собственной силе духа, задачи, они сохраняют в душе человечность, сострадание, человеческое достоинство.

Скрепляя воедино личный опыт, традиции классического рассказа и современность, авторы представленных рассказов в целом говорят об одном - самое темное время – перед рассветом, и самый трудный путь – путь к свету, и у каждого он свой.

Именно под таким названием еще в 2017 г. вышел сборник рассказов в издательстве «Эксмо», в той же серии «Коллекция современного рассказа», что и сборник «Жить!». Книга о выборе человека и людях, стоящих на распутье жизненного самоопределения.

Свой путь: сборник: [16+] / [отв. ред. Е. Неволина]. - Москва: Э, 2017. - 345, [2] с.; 21 см. - (Коллекция современного рассказа).; ISBN 978-5-699-94621-1: 2000 экз.

Пронзительные, тонкие, ладно скроенные и динамичные, рассказы этого сборника повествуют о жизни самых разных людей – богатых и не очень, удивительных и странных, добрых и сострадающих – обо всех, с кем нас ежедневно сталкивают разные жизненные ситуации.

Виктор Пелевин, Мария Метлицкая, Дмитрий Емец, Мария Садловская, Олег Жданов, Николай Куценко, Лариса Райт, Александр Мелихов, Алексей Лукъянов – имена этих авторов красуются на обложке издания, и за каждым именем – абсолютно разные истории, посвященные единой теме - возможности выбирать между добром и злом, бескорыстием и выгодой, правдой и ложью. Каждый рассказ – это эмоция, каждая эмоция – опыт.

Например, героиня рассказа Марии Метлицкой «Пустые хлопоты» стоит перед сложным выбором, который, казалось бы, не имеет разрешения - по словам врачей, жить ей осталось совсем недолго. И происходит в ее сознании переоценка – приоритетов, смыслов, категорий и взаимоотношений с окружающими и с собой лично.

Интересна история из рассказа Марии Садловской «Ромашки», символичное название которого лирической нотой проходит сквозь весь текст. Однажды главная героиня, подающая милостыню нищему, слышит от него фразу, которая переворачивает всю ее сознательную жизнь, и, самое главное, - душу. Нищий оказался неслучайным, а встреча с ним – судьбоносной нитью из памяти. И задается героиня вопросом, волнующим и тревожащим ее сердце: «Зачем прошлое неожиданно врывается в нашу жизнь, не испросив ни у кого разрешения?». Врывается, меняя смыслы и координаты – жизненные, нравственные, человеческие - потому как наша жизнь полна таких историй и событий, вспомнив о которых, мы уже не будем прежними. Это и есть путь – «свой путь».

Притяжение неба: сборник: [16+]. - Москва: Э, 2016. - 442, [1] с.; 21 см. - (Коллекция современного рассказа); ISBN 978-5-699-92356-4: 2000 экз.

«Притяжение неба» - название несколько удивительное для его содержания. Это книга о войне и силе духа людей на войне и после нее. Шире – о том, как человек оказывается в пограничные моменты, когда жизнь и смерть кажутся подброшенной в воздух монеткой и непонятно, какой стороной она упадет. Будто в невесомости – между небом и землей.

Об этом история талантливого художника, горевшего в танке и изуродованного войной до такой степени, что им пугают детей ; история девушки, влюбившейся, как ей казалось, в фашистского прихвостня… При необычайных обстоятельствах герои рассказов этой книги открываются по-новому и оказываются способны на самое большое – великое самопожертвование, настоящую любовь или страшную подлость.

Открывает книгу рассказ Дины Рубиной «Адам и Мирьям» - история Мирьям, выжившей в аду еврейского расстрела и беззаветно любившей своего Адама. Героем этого рассказа является любовь – чувство, способное сделать человека великим и беззащитным одновременно, обожествляющее и проклинающее, зовущее и дарующее силы ждать. Любовь - вознесение. Любовь - падение. Любовь - проклятие. Любовь - тихая радость и вечное ожидание. Просто: любовь.

Именно о такой любви рассказывает следующая книга обзора -  сборник рассказов «Любовь, или Связь поколений».

Любовь, или Связь поколений: сборник рассказов. – Москва: Э, 2015. - 349, [2] с.; 21 см. - (Рассказы о самом главном); ISBN 978-5-699-83817-2: 7000 экз.

Книга вышла в серии «Рассказы о самом главном», на обложке – имена маститых авторов современной прозы – Людмила Петрушевская, Людмила Улицкая, Мария Метлицкая, Дина Рубина, Юрий Буйда, Олег Рой. Последний из которых «Предисловии» к изданию говорит: «Перечитывая классику, я пришел к выводу, что прав был Денис Фонвизин: «Счастлив, кто в старости сохраняет все свои чувства».  Я бы добавил: «...и  не  теряет  способность трезво мыслить». В этом сборнике рассказы о людях разных поколений, которые нужны прежде всего друг другу. Потому что без прошлого нет будущего. Любите друг друга и будьте любимы. Ваш Олег Рой».

Здесь соседствуют разные тексты, но в совокупности они говорят о самом важном – связи поколений, их любви и поддержке: «Генеле-Сумочница» Людмилы Улицкой, «Младший брат» Людмилы Петрушевской, «Дед» Ирины Муравьевой, «Божий одуванчик» и «Зинка одноглазая» Маши Трауб, «Ветер перемен» Олега Роя, «Казанский вокзал» Юрия Буйды, «Ева Непотопляемая» Марии Метлицкой и другие.

На их страницах возникают самые разные герои и ситуации: в «Еве Непотопляемой» Марии Метлицкой о героине, которая была действительно несгибаемой и умела выстоять в любых жизненных обстоятельствах. Резкая, порой грубая, эгоистичная, она вдруг меняется, когда в ее жизни появляется чужой ребенок – дочка изменившего ей любовника. Столь же тесная связь между взрослым и ребенком и в рассказе Юрия Буйды «Казанский вокзал». Старик и мальчик оказываются выброшены на обочину жизни и пытаются выжить, держась друг за друга.

И таких историй, где возраст становится лишь отправной точкой для завязки и интриги, а любовь предстает во всех своих проявлениях - страсти, нежности, материнской привязанности, ежедневной рутинной заботе, в этой книге немало. «Отличный сборник! Один из лучших сборников «Эксмо». Рассказы - разные, но все «объемные», нетривиальные, яркие. Глубокая, психологическая проза; наши лучшие писатели под одной обложкой!», - восторженно комментируют издание читатели в интернет-дневниках.

Чувство безмерное и смутное - Россия…: сборник: [рассказы участников XV Волошинского конкурса: 18+] / [составитель Андрей Коровин]. - Москва: Эксмо, 2018. - 379, [1] с.: ил.; 21 см. - (Коллекция современного рассказа); ISBN 978-5-04-095804-7: 1000 экз.

Завершает обзор издание, посвященное России - обширной, бесконечной, загадочной и неисчерпаемой теме – как и сама наша родина. Только на страницах этой книги Россия предстает глазами современных писателей - финалистов Волошинского конкурса 2017 года и победителей предыдущих лет.

Свое название сборник получил по строчке из стихотворения Максимилиана Волошина «Россия»:

С Руси тянуло выстуженным ветром.

Над Карадагом сбились груды туч.

На берег опрокидывались волны

Нечастые и тяжкие. Во сне

Как тяжело больной вздыхало море,

Ворочаясь со стоном. Этой ночью

Со дна души вздувалось, нагрубало

Мучительно-бесформенное чувство -

Безмерное и смутное:

Россия...

(Максимилиан Волошин)


Почему именно Волошин объединяет рассказы? Дело в том, что в 2003 году появилась идея возродить дух и атмосферу дома поэта в Коктебеле, по комнатам которого бродили Марина и Анастасия Цветаевы, Александр Грин, Андрей Белый, Михаил Булгаков, Борис Слуцкий, Иосиф Бродский и другие мастера русской литературы. Воскресить времена творческой рефлексии о судьбе России стало задачей симпозиума «Волошинский сентябрь», после которого появился Международный Волошинский конкурс. Его поддержали сначала толстые литературные журналы - «Октябрь», «Дружба народов», а затем и издательство «Эксмо». В результате возрождение удалось и сегодня вновь в Доме поэта читают стихи и прозу, обсуждают новые произведения, придумывают сюжеты, многие из которых и вошли в эту книгу.

География участников широка – Михаил Шелехов из Минска, а Михаил Тарковский – из села Бахта Красноярского края, Наталья Ключарева – из Ярославля, Ника  Бахтен – из Феодосии, Евгений Касимов – из Екатеринбурга, Ибрагим Хаидов – из Грозного и многие другие. Широка и география рассказов: Сахалин Анатолия Кима, Москва Светланы Василенко, Сибирь Романа Сенчина, Чукотка Вячеслава Харченко, Байкал Игоря Кузнецова, Вологодчина Натальи Мелехиной и туруханские охотничьи угодья Михаила Тарковского.

Название сборника задает общий тон – это тексты не просто о России, скорее – о чувстве России, жителях ее больших городов и маленьких сел - то есть о нас и о тех, кто рядом с нами. Россия для каждого из нас – свой мир, и каждый при произнесении этого слова чувствует и вспоминает свое: арктический холод, свежий тихоокеанский ветер, аромат крымских трав, шорох шин по ночному Арбату… Россия у каждого «своя», но чувство - общее: безмерное и смутное.

*****

Завершая обзор, хочется пожелать читателям найти в этом многообразии текстов свою атмосферную историю. Это книги с осенним характером – в чем-то меланхоличные, наполненные сладкой грустью, в чем-то жизнеутверждающие, дарующие силы жить и творить, но неизменно каждую из них отличает глубина проникновения в нашу жизнь – такую непредсказуемую и невероятно интересную. То, что нужно для спокойных и длинных вечеров наедине с книгой!

До новых встреч на страницах рубрики!

Антонина Голубева

 

Новости

Продолжая цикл литературных обзоров-презентаций «Литературные премии-2020», сегодня Региональный центр чтения расскажет вам о романе Евгения Чижова «Собиратель рая». Роман вошел в короткие списки премий «Большая книга» и «Ясная поляна».

Евгений Чижов - автор книг "Темное прошлое человека будущего", "Персонаж без роли". Предыдущий роман, "Перевод с подстрочника", вошел в шорт-лист крупных литературных премий и удостоился премии "Венец" Союза писателей Москвы




Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер