«…нужно усаживаться поудобней, раскрывать книгу, входить в подробности и детали. …понуждать читателю к чтению, вчитыванию… Кроме врождённого дара существует воспитываемый вкус. …что толку от врождённого дара, если мы не начитаны, не осознаём поэтической многозначности, не осознаём значения литературного слова? …почитаем, подумаем, ощупаем мыслью и чувством, поищем художественный смысл» (Алексей Пурин «Листья, цвет и ветка»)


"Мы глотаем романы и исследования без внимания к автору, без большой пользы для себя, ради обманчивой поверхностной осведомленности в литературных делах – и, полагая, что мы знаем чуть ли не все книги, не знаем толком почти не одной".

Поэт Серебряного века, литературный критик, эссеист, эмигрант первой волны русской эмиграции Георгий Адамович к моменту публикации этих строк, ясно представлял себе всю ответственность писателя перед читателем. XX век жёстко разделил писателей: на служителей слову, и ангажированных на служение власти и золотому тельцу.

«Писать надо о том, о чём не спится по ночам», - скажет Александр Вампилов, и будет создавать свои маленькие шедевры, не останавливаясь на окрики направляющего голоса идеологии.

Мне не надо пропуска ночного,

Часовых я не боюсь:

За блаженное, бессмысленное слово

Я в ночи советской помолюсь. (Осип Мандельштам)

Держать себя в тонусе настоящего слова необходимо для сохранения высокого предназначения литературы, где важны и эстетическая формула, и гуманистический контент.

Произведение может быть застроено на общественно-социальной теме, - например, дискриминация гендерная или расовая, а писателем найдены такие стилистические приёмы, выведены такие типажи и фабульные перекрестья, что оно вырастает в литературное открытие, и читаешь его «на одном дыхании». И книга становится для тебя настоящим интеллектуальным открытием. Яркий пример, - Кэтрин Бу «В тени вечной красоты». Обладатель Пулитцеровской премии исследует проблемы общества, где бедность - и порок, и отверженность. В век высоких технологий и достижений, в век роскоши и материального преуспевания нищенское существование народа вырывается в гуманитарную катастрофу. «В тени вечной красоты»: «Состоятельные граждане пеняли трущобным жителям, что те разводят грязь и распространяют заразу, отравляя окружающую среду. При этом они не упоминали, что именно по причине перенаселенности и постоянно продолжающегося притока рабочей силы домработницы и шоферы обходятся им относительно дешево».

Интеллектуальная литература расширяет и горизонты познания, и стимулирует аналитическое мышление, стягивая сюжет в единое целое через живопись, музыку.

Особого внимания заслуживает просветительская книжная серия «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ). Последний яркий пример, - Клод Анри Роке «Брейгель, или Мастерская сновидений». Работая над «темой Брейгеля» для ежемесячного цикла «Просветительские субботы», открываю и листаю страницы мировых литературных шедевров.

При всём огромном внимании исследователей к творчеству и личности нидерландского художника, остаётся много белых пятен: от времени рождения до спорного авторства отдельных полотен. Клод Роке придумал необычную форму повествования: рассказать о Брейгеле через сновидения. Беседуют два собеседника, совершенно достойных друг друга, - художник северного Возрождения и наш современник, стремящийся его понять. И в эту траекторию включается мировая культура: библейские сюжеты, творчество Мориса Метерлинка и Уистена Одена, Иоахима Патинира и Иеронима Босха. Клод Роке, путешествуя по стране брейгелевской живописи, вовлекает читателя в мир художественной тайны, остающейся до конца непостижимой.

Мы понимаем, что интеллектуальная литература на сегодняшний день облачена в ту форму, которая «есть не одеяние, но тело мысли» (Готлиб Фехте). Она формирует сознание человека, и потенциально совершенствует образовательный процесс.

Нина Яковлева