Главная Роберт Рождественский: Неправда, что время уходит...
Роберт Рождественский: Неправда, что время уходит...
16.06.2017 12:52

В бесконечной галактике сияет звезда Роберта Рождественского: в 1997 г. имя поэта присвоено малой планете, зарегистрированной в международном каталоге малых планет под № 5360.


Роберт Рождественский родился 20 июня 1932 г., в эти дни отечественная культура отмечает 85-летие поэта, а мы без него уже двадцать три года, - Роберт Иванович умер в Москве 19 августа 1994 года от инфаркта, похоронен в Переделкино.

Писать начал рано. Первое потрясение, - уход отца на фронт: «…я его в последний раз увидел, когда отцовский эшелон на 10 минут остановился в Омске. Увидел почти в полной темноте на грузовом перроне. Мне было непривычно его видеть, и я чего-то жалко лепетал и плакал». Так и осталась в нём эта детская затаённость, некая память детства, которая в творчестве преломилась в память человечества. Тогда в газете «Омская правда» публикуется его первое стихотворение «С винтовкой мой папа уходит в поход…». Это было 8 июля 1941 года, сочинение в редакцию принес школьный учитель Роберта.

Мальчика назвали в честь революционера Наркома земледелия СССР Роберта Эйхе. Он, рождённый в 1932 г., воспитан в духе патриотизма, верности идеалам коммунизма-ленинизма, в вере советскому вождю Иосифу Сталину. «…я тогда был верующим - верующим Сталину, в Сталина. Это была именно Вера - со своими святыми, мучениками, заповедями. У нас тогда даже клятва была мальчишеская во дворе: «Честное ленинско-сталинское всех вождей». Мы были счастливы счастьем незнания».

Признаться, долгое время Рождественский воспринимался, как «комсомольский глашатай»: его поэтические цитаты расходились по газетам жизнеутверждающими речёвками, бравурные строки воспевали многочисленные стройки, рекорды. И только с годами поэт вдруг распахнулся своей пронзительной лирикой, и я стала читать другого Рождественского.

Мы росли — //поколение// рвущихся плавать.// Мы пришли// в этот мир,// чтоб смеяться и плакать,// видеть смерть// и, в открытое море бросаясь,// песни петь,// целовать неприступных красавиц!

Тогда же по-другому зазвучала его гражданская поэзия. Как-то растворилась вся эта «лозунговость», проступили мужественность, волевое нравственное начало.

Знаю я:// мы однажды уйдем// к тем,// которые сраму// не имут.// Ничего// не сказав.// Не успев попрощаться...// Что// с того?// Все равно: это// — слышишь ты?— //счастье.// Сеять хлеб// на равнинах,// ветрами продутых...// Жить взахлеб!// Это здорово кто-то придумал!

С любимой женой Аллой встретятся студентами, и проживут долгую счастливую жизнь:

Мы совпали с тобой,

совпали

в день, запомнившийся навсегда.

Как слова совпадают с губами.

С пересохшим горлом –

вода.

Ценил и любил семью, своих дочерей Екатерину и Ксению.

Человеку// мало// надо.// Лишь бы дома кто-то// ждал.

Его всегда ждала домашняя обитель, - и после триумфа и после опалы, и в тяжёлые годы разочарований, когда рухнувший «тяжёлый занавес» разворотил все коммунистические идеалы, обнажив цинизм и лживость власти. Стал невостребованным, но ни с кем не выяснял отношений, избегал посиделок, споров. Ушел в свой мир.

Будем горевать в стол.
Душу открывать в стол...
Будем голосить в стол.
Будем сочинять в стол...
И слышать из стола стон...

Но жизнь продолжалась, работы было много. Даже когда в 1990 г. врачи вынесли приговор – рак головного мозга – говорил в интервью: «Да нормально, старик. Работаю. Много работаю…»

В годы перестройки активно включился в дело реабилитации Осипа Мандельштама; добился открытия Дома-музея Цветаевой в Москве. Был председателем Комиссии по литературному наследию Осипа Мандельштама и Марины Цветаевой.

С друзьями разговаривал стихами. Булату Окуджаве:

Я шагал по земле, было зябко в душе и окрест.

Я тащил на усталой спине свой единственный крест.

Было холодно так, что во рту замерзали слова.

И тогда я решил этот крест расколоть на дрова.

И разжег я костер на снегу.

И стоял.

И смотрел,

как мой крест одинокий удивленно и тихо горел...

А потом зашагал я опять среди черных полей.

Нет креста за спиной...

Без него мне

еще тяжелей.

Друзья поэта говорят о его порядочности, искренности в дружбе, доброте, готовности помогать. Даже безжалостный Василий Аксёнов всегда говорил о нём с уважением и благодарностью.

Странное дело, Рождественского многие считали т.н. «официальным» поэтом, более того, купленным советской властью, но он открыто дружил с неугодными этой власти, никогда не предавал друзей. Своим стихотворением «Да, мальчики» бросил вызов Николаю Грибачёву, который обвиняя поэтов-шестидесятников в попрании заветов отцов, написал гневное стихотворение «Нет, мальчики». На то время Николай Грибачёв занимал серьёзные государственные посты, вступать в конфронтацию с ним было небезопасно. Но стихотворение было прочитано.

Да, мальчики,
выходим в путь негладкий!
Боритесь
с ложью!
Стойте на своем!
Ведь вы не ошибетесь
в самом главном.
В том флаге, под которым мы живем!

На встрече писателей и поэтов с Никитой Хрущевым, последний в бешенстве кричал: «Товарищ Рождественский, пора вам встать под знамена ваших отцов!». После этого наступила опала, на какое-то время пришлось уехать из Москвы в Киргизию. Подрабатывал переводами стихов местных поэтов на русский язык. Из Фрунзе пишет жене: «Выхожу один я на дорогу, Предо мной которая легла. Ночь тиха, пустыня внемлет Богу... Это все нам партия дала».

После смерти Владимира Высоцкого стал председателем комиссии по литературному наследию Владимира Высоцкого, и составителем первой изданной в СССР книги стихов поэта «Нерв» в 1981 году.

Поколение Роберта Рождественского, т.н. «шестидесятников», не брали на себя роль учителя жизни, просто они претворяли искусство в жизнь. Искусство способно обновляться, изменяться, но управляется оно вечными законами бытия. Природа распознаёт себя в искусстве, а когда дух художника привносит нечто своё, тогда его творчество остаётся на земле живым.

Кто в веках уцелел?

Разберись

в наслоенье мотивов!..

Приглашаем в библиотеку, знакомьтесь с литературой, узнавайте творчество знакомых и незнакомых писателей.

Нина Яковлева

 

Новости

Объявлен лауреат литературный премии «Национальный бестселлер». В этом году победителем стала Анна Козлова со своим кинороманом «F20».


« Это яркая, остроумная, трагическая и в то же время невероятно жизнеутверждающая книга о болезни, про которую у нас совсем не принято говорить и уж тем более писать. Анна Козлова предпринимает смелую попытку забраться во внутренний мир подростка-шизофреника и рассказать о том, как этот причудливый мир взаимодействует с миром реальным. И, на мой взгляд, ей это отлично удается: даже если не с точки зрения правды жизни и болезни (кто же знает, как это устроено на самом деле), то художественной правды в этом более чем достаточно.

«F20» написан так, что читается на одном дыхании, ему не нужно приписывать сложных литературоведческих смыслов, а нужно просто наслаждаться чтением этой во всех отношениях замечательной книги. Искренне надеюсь на интерес Большого жюри и желаю Анне Козловой победы.»

Аглая Топорова.


Анна Козлова (автор) о романе «F20»:

«Новый роман посвящен людям, про которых не говорят и не пишут. Их не показывают по телевизору, не берут на работу. На них не женятся, от них не хотят детей. Они больны, но никто никогда не станет собирать деньги на их лечение, их болезнь хуже рака, безнадежнее СПИДа, позорнее сифилиса. По коду МКБ f20 это шизофрения».

Региональнй центр чтения, Васильева Арина

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер