Главная ЛитПремии ЛИТПРЕМИИ-2016
ЛИТПРЕМИИ-2016

Начался важный период на российском литературном фронте: сформированный long list «Большой книги», short list «Нацбеста» дают возможность чтения и обсуждения новых произведений современных писателей.

Оргкомитет «Большой книги» заявляет, что 11 сезон премии откроет новые имена,  а для нынешнего положения в российской литературе это немаловажно. В ожидании новых имён обращаем внимание на имена известные и просто любимые: Людмила Улицкая, Дмитрий Быков, Алексей Варламов, Евгений Водолазкин, Виктор Пелевин, Сергей Беляков.

Дмитрий Бак, председатель жюри: «Я жду и открытий, и статусных решений. Радует увеличение числа присутствующих в Длинном списке авторов, которые живут и творят в регионах России — этот факт обозначает своеобразное второе дыхание, открывшееся в последние годы в литературной жизни нестоличных российских городов».

Михаил Бутов, член жюри: «Длинный список одиннадцатого сезона — очень высокой пробы. Как правило, Совет экспертов может с большой долей вероятности предположить, какие произведения останутся в Длинном списке, а какие пройдут дальше. В этом году ситуация абсолютно непредсказуемая именно в силу того, что практически все авторы могут смело претендовать на место в списке финалистов».

Среди номинантов – зоолог, художник, кинорежиссёр.

Вадим Левенталь, исполнительный директор «Нацбеста», заметил: «следить за премиальной гонкой куда увлекательнее, чем просто в конце концов узнать, кто в ней пришел первым».

Леонид Юзефович "Зимняя дорога"

Эльдар Саттаров "Транзит Сайгон-Алматы"

Аглая Топорова "Украина трех революций"

Мария Галина "Автохтоны"

Михаил Однобибл "Очередь"

Свежую судорогу от несвежих впечатлений вызывает ожидание близящегося объявления победителя «Нацбеста». В длинном списке гуляла книга Андрея Аствацатурова «Осень в карманах». Писатель из семьи потомственной петербургской интеллигенции, продолжатель семейной профессии филологов. Знаток английской литературы, апологет Д. Джойса, Аствацатуров пишет ярко-броско-зазывно. А тут вроде бы заявил, что «Осень» станет его последней художественной книгой.

Илья Стогов, однажды демонстративно покинув жюри, выдохнул: «Предоставляю разбираться в этом компосте более опытным ассенизаторам!» Сказал автор «Мачо не плачут», роман отнюдь не елейный. Но это было важное произведение поколения next. Здесь негатив вырастает в трагедию времени, в трагедию растерзанного поколения. Роман продолжает тему лермонтовского Печорина, вампиловского Зилова.

«Осень в карманах» явила очередные фигурные скобки чтения, - мол, разбирайтесь как хотите.

«Когда Савченков появился в комнате, все уже были там и его ждали. Под кроватью, как было условлено, стоял таз с дерьмом, распространяя ужасную вонь, а на одеяло была обильно вылита кабачковая икра…

- Парни! – позвал Погребняк. – У Савченкова на кровати говно! Свежее говно!

С этими словами он достал из кармана специально припасенную алюминиевую ложку. Это был условный знак.

- Свежее говно! Свежее говно! – радостно зашалдели все и, выхватив ложки, бросились к кровати Савченкова. Там они принялись прямо с одеяла сгребать коричневое месиво ложками и тут же его поедать…» (отрывок «Осень в карманах»).

Мы отражаемся во времени, в котором живём. Вот Иван Бунин от критиков получал оплеухи за эротику, - она была в виде слов «грудь обнажённая» ( «Тёмные аллеи», - сборник вышел в 1944 г. ). Иван Шмелёв пишет своим респондентам: ''Никогда не смогу простить Бунину, что опоганил чистую русскую словесность порнографией. … Женщина была для него только «сосудом похотей»… нужна всё же цензура. Если старый писатель не умеет чтить слово и читателей… В книжный магазин пришел «отец» и принёс ''Темные аллеи'' – Вы продали? – Мы. – Моей дочери, 16-летней девочке! Получите. И – раз-раз-раз… по щекам ''Темными аллеями''… Изведи из ''Темных аллей'' душу мою'' ».

Вот как, брат ты мой!.. А вы - La France, Coco Chanel…

Нина Яковлева


 

Новости

Октябрь открылся рдяным багрянцем, незлым солнцем и разговорами о литературе. Дороги «Большого чтения» перетекли в значительное гуманитарное событие регионального уровня, представленное проектом «Пограничье как культурный мост: псковско-рижские языковые и литературные связи в прошлом, настоящем и будущем». Мероприятие инициировано Псковской областной общественной организацией «Ассоциация гуманитарной культуры». В обсуждении подросткового и молодёжного чтения приняла участие и научная библиотека. На мой взгляд, тема чрезвычайно актуальная, и в будущих работах проекта необходимо привлекать специалистов по подростковому чтению из Детско-юношеской библиотеки им. В. Каверина. Именно они способны дать развёрнутый анализ заявленной проблемы, - многолетний опыт со школьной аудиторией структурирует и знание детской психологии, и запросы подростка на интеллектуальное чтение. СМИ, освещая мероприятие, несколько сместило акцент моего выступления, заявив (вроде бы, с моих слов) «школьники не ходят в библиотеку». https://pln-pskov.ru/univer/unnauka/325215.html

Но я говорила об интеллектуальном чтении, как способе самообразования потенциального читателя! А в конкретной проблеме «школьной аудитории» я – некомпетентна, такую ответственность на себя не беру.

С открытием библиотечного литературного сезона мы работаем с выездными литературно-художественными программами. Особые творческие отношения складываются с коллективом Детской художественной школы под руководством Олега Цветкова. В первую октябрьскую субботу просветительский проект «БиблиоТеатр «Прямая речь»» представил программу «Николай Гумилёв: Часовой чести» из цикла «Поэзия Серебряного века». Личная заинтересованность педагогов-художников в сохранении культурных ценностей – самый выразительный пример для их воспитанников. Призыв Макса Волошина: Все видеть, все понять, все знать, все пережить,// Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.// Пройти по всей земле горящими ступнями,// Все воспринять и снова воплотить, -воспринимается как извечное подвижничество русского интеллигента.

Продолжается социальное партнёрство с колледжем искусств им. Римского-Корсакова: 17 октября, накануне 100-летия со дня рождения Александра Галича, «БиблиоТеатр» показал композицию «Не надо, люди, бояться!», посвященную поэту-барду, драматургу, сценаристу. Кстати, премьера программы состоялась два года назад, в актовом зале ПОУНб, тогда приезжал сын Галича, - Григорий Михнов-Войтенко. Один из знаменитых советских изгнанников Александр Галич родился в стране, которую горячо любил, верил в идеи Ленина-Сталина, надеялся на светлое будущее своей Родины. Со временем противостояние поэта с властью достигло своего предела, Галич невольно стал писателем русского зарубежья. Когда оказался изгнанником, стал задыхаться без России.

Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с колледжем, хочется верить в студенческие традиции знаний и просвещения. Литературные дороги – пути-перепутья духовно-нравственных поисков, и да не иссякнет их источник.

Нина Яковлева

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер