Содержание материала

Об Александре Васильевиче Дружинине 

 

Степанова Ирина Всеволодовна  
ученый секретарь,
Псковская областная библиотека для детей и юношества
им. В.А. Каверина

Александр Васильевич Дружинин - примечательная фигура литературной жизни 40-60 годов 19 века. Он был прозаиком, драматургом, поэтом, а еще фельетонистом и редактором, переводчиком и мемуаристом. Но более всего и, прежде всего Дружинин был литературным критиком, он был «честным рыцарем» литературы, - так называли его современники, даже из числа противников. Профессор Семен Афанасьевич Венгеров говорил о Дружинине как о критике, о том, что его критические статьи должны быть у всякого мало-мальски интересующегося русской литературой: «...он обстоятельно трактует о самых выдающихся явлениях новейшей литературы».

Дружинин родился 8 октября 1824 года в Петербурге в семье видного чиновника почтового ведомства. Вплоть до 16 лет ребенок воспитывался в родном доме, в котором получил прекрасное домашнее воспитание и образование. Отличное знание языков, как основа домашнего образования, возможно, послужило одним из толчков к становлению будущего писателя. В основу своего творчества и жизненного кредо он положил 3 высокие идеи: добра, правды и любви.

В 17 лет (1841г.) Дружинин поступил в Пажеский корпус - одно из самых привилегированных учебных заведений тогдашней России, откуда в августе 1843 года был выпущен прапорщиком лейб-гвардии Финляндского полка. Однако Дружинина не прельщала военная карьера, тем более что и здоровье у будущего писателя было слабым. В январе 1846 года он выходит в отставку в чине подпоручика, и поступает па службу в канцелярию Военного министерства. Оттуда в 1851 году он окончательно выходит в отставку в чине коллежского асессора и с этого времени вся его жизнь отдана изящной словесности.

Дебют молодого автора был блестящим: в журнале «Современник» опубликована повесть «Полинька Сакс», которая сразу же сделала Дружинина известным. Публика встретила сочинение начинающего писателя восторженно, критика отзывалась благожелательно. В.Г. Белинский высоко оценил творческий потенциал автора, отметив в повествовании «много истины и душевной теплоты». Читателя привлекало, прежде всего, умение автора проникнуть в тайны женского сердца, раскрыть психологию героев. Он по-своему подошел к популярной в те времена теме эмансипации женщин. Писатель показал, что пансионное воспитание прививает девушке искаженные представления о реальности, развивая чувственно-романтические стороны женской натуры, что приводит в итоге к семейной драме. Героиня повести становится жертвой собственных иллюзий и очень поздно, на смертном одре, понимает, что ее муж - Константин Сакс - редкой души человек, любящий и благородный.

С годами Дружинин все больше укреплялся как один из ведущих критиков журнала «Современник», был основателем Литературного фонда помощи нуждающимся писателям, который просуществовал около 60 лет. На этом благородном поприще он снискал себе уважение и признательность литературной общественности.

В 1855 году Дружинин возглавил журнал «Библиотека для чтения». В этот же время им были написаны основные статьи о писателях, которые в последствии вошли в 7-й том восьмитомного собрания сочинений Дружинина: «... большие статьи о Пушкине, Фете, Полежаеве, Майкове, Гончарове, Тургеневе, Писемском. Островском, Льве Толстом, Белинском и более мелкие статьи о Козлове, Веневитинове, Ростопчиной, Полонском, Никитине, Губере, Давыдове».

Большая часть жизненного и творческого пути Дружинина была связана с Петербургом и Гдовским уездом. Как для Пушкина село Михайловское было нечто большее, чем просто имение («... пустынный уголок, / Приют спокойствия, трудов и вдохновенья»), так и для   Дружинина его имение Марьинско - «патриархальный уголок», где, как и в Ясной Поляне у Л.Н.Толстого «...работа, чтение, прогулка, сон и некоторая скука по неимению людей и по причине воздержанной жизни...»

Будучи владельцем двух сел Гдовского уезда - Марьинско и Чертово (ныне Плюсского района) Дружинин еще до реформы 1861 года отменившей крепостное право, пытался улучшить жизнь крестьян, используя новые формы хозяйственной деятельности.

Рабочий флигель усадьбы Марьинско он называл «своей лабораторией». Здесь он очень много читал (русскую и английскую периодику, произведения русской и зарубежной литератур), составлял подробный отчет прочитанному. В этой же лаборатории создавались этюды по истории литературы, фельетоны, очерки, повести и романы. В Марьинско им написаны «Легенда о кислых водах», «Флора и Помона Гдовского уезда», «Дневники».

Невероятное упорство и трудолюбие являлись чертами Дружинина. В «Дневнике» он писал: «В день исписываю около трех листов Голландской бумаги и работаю упорно, хотя глаза иногда возмущаются» или «Я пишу и читаю в день часов до семи».

Перерывы в литературной деятельности случались, когда в гости приезжали соседи и друзья. Например, с 23 по 31 июля 1855 года в имении побывали Некрасов и Тургенев, а в конце июля 1855 года - Григорович. Посетившие имение литераторы в разное время входили в круг «чернокнижников». В этом объединении, созданном Дружининым, устраивались литературные вечера, где писатели сочиняли шутливые произведения разного жанра, пародии на друзей, анекдоты и другие «литературные шалости», пели песни, разыгрывали сценки, во всем присутствовала веселость и эксцентричность. Подобную «чернокнижную литературу» Дружинин включил в «Сентиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова по петербургским дачам» (1850), дебютировав таким образом в жанре юмористического фельетона. Тургенев, Некрасов и Дружинин не избежали и «чернокнижных занятий», в результате «вышла небольшая тетрадка» подобного рода сочинений.