Главная ЛитПремии Нацбест -2015: Сергей Носов
Нацбест -2015: Сергей Носов

original 9b7d06d9d9f21e86cc2df13d9ae6a5c0-pic700-700x467-94237Премию "Национальный бестселлер" учредили в 2001 году, в Санкт-Петербурге, и она по праву считается одним из самых живых и игровых литературных состязаний. По мнению учредителей премии, произведение победителя должно стать событием национального масштаба, самым покупаемым и читаемым бестселлером. Поэтому награду решено было давать за лучший роман на русском языке, и премия получила девиз: «Проснуться знаменитым».

В этом году «знаменитым проснулся» петербуржский писатель, эссеист и драматург, автор многочисленных пьес, художественных произведений и литературы нон-фикшн Сергей Носов, за роман «Фигурные скобки» он получил наибольшее количество голосов жюри.

В этом году за право стать знаменитым традиционно поборолись шесть участников в финале боролись шесть участников: здесь и автобиографический роман «Жизнь советской девушки» театрального критика Татьяны Москвиной, и документальная книга Василия Авченко «Кристалл в прозрачной оправе», а также псевдодокументальная реконструкция феномена Михаила Горбачева в романе Олега Кашина «Горби-дрим», сборник пронзительных рассказов Анны Матвеевой «Девять девяностых», метафорический роман Александра Снегирева «Вера», и, наконец, каскад блистательной нелепицы и пронзительная экзистенциальная грусть в романе Сергея Носова «Фигурные скобки».

123 nosov

Роман «Фигурные скобки» - далеко неоднозначное чтиво, роман о жизни. "Об ускользающем времени. О нас". Так охарактеризовал его автор. Роман рассчитан на подготовленного читателя, я бы сказала мягко - читателя, которому не чужд творческий подход к прочитанному. «Фигурные скобки» требуют осмысления, понимаются каждым по-своему.

litres32Роман появился из названия. Первая его попытка была предпринята лет двенадцать назад. Фигурные скобки, употребляемые в математике, Сергей Носов пытался осмыслить, как образ мнимого убежища от проблем повседневности и тревог мира. Но тогда работа над романом не пошла, и Сергей оставил эту затею. А через десять лет пришла в голову совсем другая история, про другого героя, куда бы первая могла войти частично, и он написал эту книгу.

Критики относят роман к направлению в современной литературе «магический реализм», с чем автор не совсем согласен. Носов отмечает, что «Роман можно воспринимать по-разному – можно в магическом измерении, да еще с элементами мистики, а можно – в бытовом. Кому, что ближе».

Носов – как правило, писатель тихий. Предметом его интереса являются «мелкие формы жизни» - частный человек со всеми его несуразностями: пустыми обидами, забавными фобиями и глупыми предрассудками.

По сюжету главный Евгений Капитонов приезжает на учредительную конференцию микромагов в Петербург. По той причине, что он умеет угадывать числа. Двузначные. С трехзначными не получается.

Вроде бы фокус. Вот только у всякого фокуса есть свой секрет. У этого нет. Объяснить нельзя. Потому что нет объяснения. Просто видит Капитонов то число. Видит и все. И есть лишь две границы. 10 и 99. Границы экзистенциализма. Загадать эти числа - значит подвергнуть себя риску. Вне этих границ – смерть.

Именно поэтому умирает герой книги Водопьянов. Картежник. Фокусник. Загадал число и умер. Загадал 99. Не повезло. Ту самую цифру. Редкую. Пограничную. Никто никогда не загадывал до него. Вначале Капитонов просит прибавить. Пять просит. А к 99, что ни прибавь, сразу за границу перейдешь. Остался Водоемов за границей. 99 плюс 5 минус 3 равно 101! Не дали вернуться в защищенное поле. За фигурными скобками остался.

Однако суть романа не в этом балагуре цифр, фокусов, и далеко не в этих экзистенциальных перипетиях. Эта книга допускает двойное прочтение. Скажем, если вы верите, что Копперфильд летал по воздуху, роман может показаться в большей степени мистическим, а если убеждены, что это был виртуозный трюк, то «Скобки» повернутся к вам бытовой стороной. Таким образом все фокусы в романе – только фон, антураж. Роман не об этом. Если отбросить сюжетные карнавальности, то получится, что эта книга, которая помогает справляться с обстоятельствами и размыкать сковывающие нас изнутри «фигурные скобки».

sovremlit

«Фигурные скобки» достаточно органично встраиваются в мейнстрим современной литературы. В последние несколько лет отечественная современная литература (не считая, конечно же, детективы, фантастику, женские романы про несчастную любовь, разного рода бульварное чтиво и модные романы) стала устойчиво делиться на два ярких потока. Один смело можно назвать протестным, описывающим нашу не слишком комфортную жизнь, проблемы, с которыми нам приходится сталкиваться повсеместно. Романы эти разные, но посыл почти везде одинаков – в нашей стране живем мы плохо, но можем и должны жить лучше. Роман Сенчина в «Зоне затопления» просто констатирует: маленький человек в России – никто. Невозможно бороться с властью, все предрешено и всем правят деньги. Сергей Шаргунов в романе «1993» откровенно призывает к бунту. Но все напрасно, система сильнее. Она давит. Выстраивает всех вдоль одной линии. А не желающих строиться – пожирает.

Но есть и другие книги. Они словно отрешены от жизни. Они пропагандируют уход от реальности. «Царь головы» Павла Крусанова, «Вера» Александра Снегирева. «Фигурные скобки» в этом же строю.

51875Дочитав книгу, испытываешь смешанные чувства: будто бы понял все и в то же время не понял ничего. Но ощущение, будто автор пытается сказать, что жизнь в ее непрекращающемся круговороте полна событий, с одной стороны, неприметных, а с другой – совершенно невероятных, не покидает и после прочтения.

И вслед за главным героем романа, мы негаданно для самих себя начинаем загадывать числа! Друзья, загадайте число, прибавите к нему такое же, умножьте на 6 и разделите на первое задуманное, и у вас получится – 12. Верно? После знакомства с «Фигурными скобками», национальным бестселлером 2015 года, вы и не такое начнете предсказывать.

По материалам сети Интернет

Голубева Антонина

 

Новости

21 сентября 2017 г., 15.00, Региональный Центр Чтения ПОУНб приглашает на художественную программу проекта «БиблиоТеатр «Прямая Речь»», периодического просветительского цикла «Литературный Псков» - «И в Запсковье – закат, и в Завеличье – вечер».

Подробнее ...
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер