Warning: Array to string conversion in /var/ftp/biblio/plugins/system/joomla_redirect/joomla_redirect.php on line 73

Warning: Array to string conversion in /var/ftp/biblio/plugins/system/joomla_redirect/joomla_redirect.php on line 87
Региональный центр чтения

bonap2bonap2В  июне этого года исполнилось 200 лет от начала Отечественной войны 1812 г.

Мы обращаемся к отдельным фрагментам литературной стороны этой темы.

- Мама, что такое Наполеон? - Как? Ты не знаешь, что такое Наполеон?

- Нет, мне никто не сказал. - Да ведь это же - в воздухе носится! (Марина Цветаева)

Отечественная война 1812 г. в истории Российского Государства не только трагическое, но и абсолютно исключительное событие. Она стоит в одном ряду с Победами под Полтавой и в Великой Отечественной войне. Образ Наполеона Бонапарта занимает печальное место «в галерее  спесивых агрессоров между Карлом XII и Гитлером». Но для Европы в целом русская война лишь эпизод бесконечных военных действий с конца XVIII века.

2 июля 1789 г. Париж охвачен революционным восстанием. Российский посол в Париже дипломат Иван Симолин шлет в Санкт-Петербург царствующей императрице депешу:

« …во Франции случилась революция, которую трудно было бы себе представить, если бы она не произошла на наших глазах».

Следующие его сообщения  как провозвестники грядущих российских катаклизмов. Одно  из них: «Жестокость и свирепство французского народа выразились при этом случае в тех же чертах, о которых с ужасом читаем в описаниях Варфоломеевской ночи, с тою разницею, что вместо исступления религиозного умы одержимы в настоящее время политическим изуверством».

Екатерина II предельно возмущена. Слишком хорошо ей знакома беспощадность русских бунтов, их смрад и безудержная жестокость.  Ее письма, дневники тех лет полны горечью размышлений: «С каких это пор, сумасбродство, легкомыслие, беспорядок, всевозможные крайности ценятся выше опытности, благоразумия, порядка и закона? Ничего не зная и не понимая, могут только задавать вопросы, когда на моих глазах рушится все, что было так дорого человеку...» Однако ее политическая прагматичность оставила без ответа письмо-мольбу королевы Франции. Мария-Антуанетта надеялась на отзывчивость крови. Кровавым бумерангом вернется екатерининское молчание в большевистский переворот 17-го года XX столетия. Та же политическая прагматичность остановит Англию спасти царскую семью Романовых, своего родственника по крови.

Апологеты французской революции, слизнув кровь, одержимы войной. Депутаты провозглашают: «Война — это теперь национальное благо, и есть только одно бедствие, которого надо бояться — это то, что войны не будет!» Франция вступает в череду бесконечных европейских войн, а споткнется только в России 12-го года XIX столетия.

На полях европейских битв в чине капитана участвовал молодой Наполеон Бонапарт. Одна из его блистательных побед явилась началом стремительного взлета: полководец, император.

bonapДва демона ему служили,

Две силы чудно в нем слились:

В его главе — орлы парили,

В его груди — змии вились... (Федор Тютчев)

И с этого момента образ Наполеона будет растиражирован в своем притягательном ореоле отрицательного обаяния. Наполеон Бонапарт, как мифологема, придет и в русскую литературу. Россия XIX столетия еще опалена событиями 12-го года, но уже в 1850г. Федор Тютчев предлагает объективное восприятие трагической фигуры Наполеона.

bonap1bonap4И ты стоял — перед тобой Россия!

И, вещий волхв, в предчувствии борьбы,

Ты сам слова промолвил роковые:

«Да сбудутся ее судьбы!..»

XX век привносит Бонапарта с откровенно героико-романтическими оттенками. Марина Цветаева, влюбившись в «легенду» о Наполеоне, почти перестает ходить в гимназию. Икону в киоте она заменяет портретом Napoleon Bonaparte. Прячется от домашних, погружаясь в чтение. В письме к Василию Розанову от 1914г.: «Шестнадцати лет безумно полюбила Наполеона I и Наполеона II, целый год жила без людей, одна в своей маленькой комнатке, в своем огромном мире…». Сыну Наполеона герцогу  Рейхштадтскому посвящает стихи. Герцог – герой пьесы Э.Ростана «Орленок». Любовь к императору побудила Марину Цветаеву взяться за первую серьезную литературную работу – с упоением переводит Ростана. В 1909 г.  уезжает в Париж, в Сорбонну на курс старофранцузской литературы.

Дома до звезд, а небо ниже,

Земля в чаду ему близка.

В большом и радостном Париже

Все та же тайная тоска.

…………………………..

Я здесь одна. К стволу каштана

Прильнуть так сладко голове!

И в сердце плачет стих Ростана

Как там, в покинутой Москве.

Париж в ночи мне чужд и жалок,

Дороже сердцу прежний бред!

Иду домой, там грусть фиалок

И чей-то ласковый портрет.

Там чей-то взор печально-братский,

Там нежный профиль на стене.

Rostand и мученик-Рейхштадский

И Сара – все придут во сне!..

bonap3Юную Цветаеву спрашивают ее домашние:

— Скажи мне, Марина, какое твое самое большое желание?

— Увидеть Наполеона.

Ярая бонапартистка  Марина Цветаева даже в свой венчальный венок вплетает образ Наполеона: «Дорогой Макс, в январе я венчаюсь с Сережей – приезжай. Я всем довольна, январь – начало нового года, 1912 г. – год пребывания Наполеона в Москве».

Длинные кудри склонила к земле,

Словно вдова молчаливо.

Вспомнилось, - там, на гранитной скале,

Тоже плакучая ива.

Бедная ива казалась сестрой

Царскому пленнику в клетке,

И улыбался плененный герой,

Гладя пушистые ветки.

День Аустерлица - обман, волшебство,

Легкая пена прилива...

"Помните, там на могиле Его

Тоже плакучая ива.

С раннего детства я - сплю и не сплю -

Вижу гранитные глыбы".

"Любите? Знаете?" - "Знаю! Люблю!"

"С Ним в заточенье пошли бы?"

"За Императора - сердце и кровь,

Всe - за святые знамена!"

Так началась роковая любовь

Именем Наполеона.

В  1914 г. Осип Мандельштам говорит  о Наполеоне, как основателе новой политической европейской карты.

Европа цезарей! С тех пор, как в Бонапарта

Гусиное перо направил Меттерних, —

Впервые за сто лет и на глазах моих

Меняется твоя таинственная карта!

Историки нашего времени обладают уникальной возможностью объективного подхода к фактам и личностям истории. Главное – желание и потребность. Читайте: Олег Соколов «Аустерлиц, Наполеон, Россия и Европа».

Вспоминая 200-летие трагической страницы русской истории, мы с удивлением наблюдаем притягательность образа Наполеона Бонапарта…

Наполеон  Бонапарт  - на русском;

Napoleone Buonaparte – на итальянском;

Napoleon Bonaparte - на французском.

Кто сильнее во времени: политик или поэт? Политик делает историю, поэт ее запечатлевает. Во временном пространстве прежде всего вспоминаешь слово. Слово, от «которого все начало быть». Да, поэт сильнее.

P.S. Самый вкусный торт на русском столе – «Наполеон»

Нина Яковлева, региональный центр чтения