Warning: Array to string conversion in /var/ftp/biblio/plugins/system/joomla_redirect/joomla_redirect.php on line 73

Warning: Array to string conversion in /var/ftp/biblio/plugins/system/joomla_redirect/joomla_redirect.php on line 87
3 - Страница 4

Содержание материала

Поэтам советского времени, в силу утраченных тем и миропони­мания (религиозных мотивов, вестничества, апокалиптики, Вечной женственности, которые воспринимались в сниженном плане, как фантазия и стилизация под мифологические образы) порой было трудно найти путь между велеречивостью и бытописательством, как отмечал В. Кожинов, в просвете между ними увидеть подлинное, как символ. Подобную задачу решали Ю. Кузнецов, А. Прасолов, А. Жи­гулин, В. Казанцев, А. Передреев, А. Решетов, Б. Сиротин, С. Куняев, Евг. Курдаков, Г. Горбовский, В. Лапшин и другие. Возможно, Н. Руб­цову, не ставившему перед собой больших философских проблем, удалось наиболее органично проявить себя в «тихой лирике», где включается не только голос, но и слух. Немногие выдерживали раз­ряжённый воздух высот кожиновской мысли. Надо было иметь талант Тютчева или Фета, масштаб их личности, чтобы стоять с его мыслью вровень. Пока непросто сопоставлять поэтов «тютчевской плеяды» и поэтов-«любомудров» кожиновского круга.

Очень многие были под обаянием его излучения — принимавшие Кожинова и отрицавшие. Правомерно ли его сравнивать, скажем, с Брюсовым, в свое время тоже возглавлявшим «московский кружок» поэтов? Думаю, что нет. В нем не было механистического учительства. Он призывал идти через дух — к букве (а не начётнически переставлять слова), не отрицая возможного единства пушкинской школы гармо­нической ясности с боратынской-тютчевской торжества мысли.

Прообраз эпатирующих строк Ю. Кузнецова «Я пил из черепа отца...» я встретил у Хлебникова в описании бала смерти в драматичес­ком произведении «Ошибка смерти», где явственен шекспировский, а также пушкинский мотив «Пира во время чумы»:

Мой череп по шов теменной
Расколется пусть скорлупой,
Как друга стакан именной,
Подымется мертвой толпой.

Да, он был фигура, глава, голова — после его смерти проступил хаос. Он умел дисциплинировать поэтов, точным замечанием и своим воодушевлением, горением, противостоя развалу формы стиха (мно­гие потом отмечали его неуступчивость по «формальным» вопросам), полу-рифмам, полу-чувствам, казенной советской патетике, технократичекому языку, где человеческое уподобляется мертвым механизмам.

Он, вослед Батюшкову и Тютчеву, приглашал к диалогу с природой, где сама поэзия органичная её часть.

Рассказывали как анекдот, но думаю, в этом не было преувеличе­ния, что у дверей его квартиры на Большой Молчановке и во дворе ЦДЛ стояла очередь литераторов, жаждущих кожиновского одобрения своим сочинениям. Это был высший знак, с этим никакие премии и тиражи не могли сравняться.

Не так давно — волею судьбы! — мне довелось увидеть рукопис­ный подлинник стихотворения Владимира Соколова «Девятое мая -. посвященного Вадиму Кожинову, одного из лучших, на мой взгляд, в советской лирике:

У сигареты сиреневый пепел.
С братом я пил.
А как будто и не пил.
Пил я девятого мая с Вадимом,
Неосторожным и необходимым.

Дима сказал: "Почитай-ка мне стансы.
А я спою золотые романсы,
Ведь отстояли Россию и мы,
Наши заботы и наши умы".

У сигареты сиреневый пепел.
Жалко, что третий в тот день с нами не пил.
Он под Варшавой остался лежать.
С ним мы и выпили за благодать.

Радиус пульсации мысли Вадима Кожинова, её насыщенность были неизмеримо значительнее, чем у его современников. Своей мо­щью, утонченностью и чем-то неопределимо самобытным она кажется мне почти бессмертной, вослед тютчевскому вопрошанию, продолжая искать отклик в сердцах и вечности:

Ты долго ль будешь за туманом

Скрываться, русская звезда,

Или оптическим обманом

Ты обличишься навсегда?

Источник: Аврора 2010 №1