Warning: Array to string conversion in /var/ftp/biblio/plugins/system/joomla_redirect/joomla_redirect.php on line 73

Warning: Array to string conversion in /var/ftp/biblio/plugins/system/joomla_redirect/joomla_redirect.php on line 87
Региональный центр чтения

Содержание материала

pt_031100 лет со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского (8 (21) июня 1910(19100621), хутор Загорье, Смоленская губерния, Российская империя — 18 декабря 1971, Пахра, Московская область, СССР) — советский писатель, поэт, главный редактор журнала «Новый мир» (1950—1954; 1958—1970). Лауреат трёх Сталинских ( 1941, 1946, 1947), Ленинской (1961) и Государственной премии СССР (1971). Член ВКП(б) с 1940 года.

 

Статьи:

Кучерова Л.Е. "...Мёртвый дух на этом свете различаю за версту". К 100-летию А.Т. Твардовского.

Владимир Фомичев. Главный поэт эпохи. К 100-летию А. Т. Твардовского

 

Детство

А. Т. Твардовский родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе Загорье (ныне в Смоленской области) в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского. В годы войны этот хутор был сожжен немецкими войсками.

Дед поэта, Гордей Твардовский, был бомбардиром (солдатом-артиллеристом), служившим в Польше, откуда привёз прозвище «пан Твардовский», перешедшее к его сыну. Это прозвище (в реальности не связанное с дворянским происхождением) заставляло Трифона Гордеевича воспринимать себя скорее как однодворца, нежели крестьянина.

tvardovskiy_molodoyМать же Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Трифон Гордеевич был человеком начитанным — и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, А. К. Толстого, Никитина, Ершова. Стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд.

В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты, а затем, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского.


Коллективизация, репрессии семьи

В поэмах «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (1934—1936), изобразил коллективизацию и утопические мечты о «новой» деревне, а также скачущего на коне Сталина как предвестника светлого будущего.

Несмотря на то, что родители Твардовского были раскулачены и сосланы, сам он поддержал коллективизацию крестьянских хозяйств. Однако впоследствии поэт радикально изменил свое отношение к коллективизации.

В 1931 году были арестованы по политическим мотивам его отец и братья, молодой Твардовский дал им знать, чтобы они не пытались налаживать с ним контакты. Многообещающий поэт, он не хотел ставить под удар свою литературную карьеру. Через два месяца отец бежал из ссылки, чтобы повидать сына и понять, что с ним происходит. И сын сообщил о его приезде в милицию.

 

Финская война

Член ВКП(б) с 1938 года. Комиссаром участвовал в присоединении к СССР Западной Белоруссии и в Советско-финской войне.

 

«Василий Тёркин»

tvardovskiy_frontovik_zagorВ 1941—1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Поэма «Василий Тёркин» (1941—1945), «книга про бойца без начала и конца» — самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны. Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем — автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» — и были невероятно популярны на передовой. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни — в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения.

Помимо прочего, «Василий Теркин» выделяется среди других произведений того времени полным отсутствием идеологической пропаганды, упоминаний о Сталине и партии.

 

Послевоенные поэмы

В 1946 году написана поэма «Дом у дороги», где упоминаются первые трагические месяцы Великой Отечественной войны.

В дни прощания советского народа с вождём А. Т. Твардовский написал следующие строки:

В этот час величайшей печали
Я тех слов не найду,
Чтоб они до конца выражали
Всенародную нашу беду…

В поэме «За далью — даль», написанной на пике хрущёвской «оттепели» писатель осуждает Сталина за перегибы того времени, а также, как и в лирике Книга «Из лирики этих лет. 1959—1967» (1967), размышляет о движении времени, долге советского художника, о жизни и смерти.


«Новый мир»

Во второй период редакторства Твардовского в «Новом мире», особенно после XXII съезда КПСС журнал становится прибежищем антисталинских сил в литературе, символом «шестидесятничества», органом легальной оппозиции режиму.

В 1960-е годы Твардовский в поэмах «По праву памяти» (опубликована в 1987 году) и «Тёркин на том свете» пересматривает свое отношение к Сталину и сталинизму. В это же время (начало 1960-х) Твардовский получает разрешение Хрущёва на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.

tvardovskiy_redaktorНовая направленность журнала (в ее основе демократический социализм "с человеческим лицом", либерализм) вызвала недовольство не только партийной верхушки и чиновников идеологических отделов, но и так называемых «неосталинистов» в советской литературе. В течение нескольких лет велась литературная полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» (главный редактор В. А. Кочетов). Острое идейное неприятие журнала выражали и "патриоты-державники".

После снятия Хрущёва в прессе (журнал «Огонёк», газета «Социалистическая индустрия») была проведена кампания против «Нового мира». Ожесточённую борьбу с журналом вёл Главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы. Поскольку формально уволить Твардовского руководство Союза писателей не решалось, последней мерой давления на журнал было снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности враждебных ему людей. В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, часть коллектива журнала последовала его примеру. Редакция была, по сути, разгромлена.

В «Новом мире» идеологический либерализм сочетался с эстетическим традиционализмом. Твардовский холодно относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая предпочтение литературе, развивающейся в классических формах реализма. Многие крупнейшие писатели 60-х годов публиковались в журнале, многих журнал открыл читателю.

Вскоре после разгрома его журнала Твардовский заболел раком легких. Умер писатель 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7). В Смоленске, Воронеже, Новосибирске и Москве его именем названы улицы.