Warning: Array to string conversion in /var/ftp/biblio/plugins/system/joomla_redirect/joomla_redirect.php on line 73

Warning: Array to string conversion in /var/ftp/biblio/plugins/system/joomla_redirect/joomla_redirect.php on line 87
Региональный центр чтения

Содержание материала

Тернавская Елена Александровна
аспирант кафедры литературы,
Псковский государственный
педагогический университет

 

Александра Васильевича Дружинина можно назвать литератором в самом обширном значении этого слова. Он был прозаиком, который писал романы, рассказы и повести, фельетонистом и редактором, переводчиком и мемуаристом и, наконец, одним из ярких представителей того направления в критике, который сам Дружинин называл «артистической школой» и которое представляло собой новый период в развитии русской критики..

А.В. Дружинин родился 8 октября 1824 года в семье видного петербургского чиновника почтового ведомства. Отец его, Василий Фёдорович, отличался большим трудолюбием и исключительной честностью (в трудные недели отступления из Москвы в 1812 г. он спас и сохранил денежный ящик Московского почтамта, за что был награждён большим имением «в 1100 десятин в Гдовском уезде Петербургской губернии, в 80 верстах на юг от г. Нарвы, в 5 верстах от с. Заянья по дороге от деревни Малафьевки, именовавшееся Чертово Жилье, с некоторым количеством крестьян и переименованное им в сельцо Мариинское» (из воспоминаний племянника писателя - Василия Григоривича Дружинина)[1]. Имение по наследству перешло А.В.Дружинину. Деревня Марьинско (соврем.) находится в 7 километрах от д. Заянье. Говорят очень живописное место. В деревне есть старый парк. В глубине парка сохранился фундамент большого старинного дома. Здесь находился дом А.В.Дружинина.

Детские и отроческие годы Дружинина прошли в Петербурге, летние же месяцы, начиная с младенческих лет, он проводил в Мариинском, в тесном общении с русской природой и народом. Родители воспитывали сына в духе христианских добродетелей, старались привить ему нравственные принципы, но, вопреки общепринятому мнению, воспитание будущего писателя не было идеальным, об этом он пишет в своих очерках, в повестях, в Дневнике. Из общения с крестьянами и дворовыми писатель вынес знание русского человека, понимание особенностей национального характера, знакомство со складом народной речи, в том числе ненормативной лексикой. (В письме к братьям от 02.07.1841г. - первом дошедшем до нашего времени послании будущего писателя - Дружинин пишет: «У меня есть мальчик Фока двух лет, который ругается по-матерному и говорит тьму похабщины. Приезжайте, ух, я научу его обругать вас хорошенько!»)

С другой стороны Дружинин получил хорошее домашнее воспитание. Отмечу, что он в совершенстве владел англ., франц., итальянским языками, менее заметными были его успехи в немецком языке, нелюбовь к которому писатель передаст и героям собственных произведений. Уже в семье, писал дореволюционный исследователь, «он получил прекрасное знание иностранных языков и тот первый налет, столь характерный для его внешнего, а частью и внутреннего облика, дендизма, который был поддержан в Пажеском корпусе и косвенно отразился в некоторых чертах его позднейшее литературной деятельности».

Подобные высказывания по поводу прозападного (преимущественно английского) характера воспитания и образования будущего писателя, проявившемся в его внешности, манерах, взглядах, творчестве, часто встречается в отечественном литературоведении.

Александр Николаевич Пыпин (литературовед, современник Дружинина) утверждал: «Дружинин держал себя английским джентльменом, строго корректным во внешности и манерах; при всей этой немного искусственной и, по-английски, холодной манере, он был очень хороший человек...». «Странен был среди русских писателей этот чопорный    денди, - вторит ему К.И. Чуковский, - всегда спокойный, немного надменный, холодно-учтивый и, главное, такой самодовольный. Самодовольство у него тоже было нерусское». «Среда и круг чтения, - писал Борис Федорович Егоров, - обусловили сознательное стремление Дружинина быть в жизни и творчестве джентльменом, английским денди, однако природное добродушие и связи с демократическими кругами разрушали этот выработанный с юности стереотип».

На самом деле в формировании Дружинина, как и Пушкина, участвовали две стихии - русская и западная. И влияние национальной традиции было не менее важным, нежели западноевропейской. На русском языке Дружинин стал «лепетать прежде, чем по-французски».

В 1840 г. Дружинин поступил сразу во 2-й класс Пажеского корпуса, одного из самых привилегированных учебных заведений России. Здесь началась литературная деятельность Дружинина, главным образом как поэта-сатирика, высмеивающего начальство и товарищей.

В августе 1843 г. Дружинин был выпущен из корпуса и произведен прапорщиком лейб-гвардии Финляндского полка, где уже служили его два старших брата. Самое важное событие той поры - дружба будущего писателя с П.А. Федотовым, тогда офицером Финляндского полка, уже получившим известность художником. Сохранились написанный Федотовым портрет Марии Павловны - матери писателя; портреты братьев Дружининых: Андрея, Григория и Александра, сидящих за столом. Картины находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге. Дружинин же оставил о художнике ценную статью "Воспоминания о русском художнике Павле Андреевиче Федотове", опубликованную в "Современнике" (1853).


Слабое здоровье, недостаточность средств (отец умер к этому времени), а главное, все большая тяга к литературе отдалили Дружинина от интересов офицерской среды. Правда, товарищи единогласно избрали его полковым библиотекарем, и Дружинин много сил положил на приобретение серьезных книг и журналов. Но все же в январе 1846 г. он выходит в отставку в чине подпоручика и поступает на службу в канцелярию военного министерства, где трудился до января 1851 г., когда окончательно вышел в отставку в чине коллежского асессора. В эти годы Дружинин полностью уже погрузился в литературную работу.

Дебютировал он повестью "Полинька Сакс" (Современник. - 1847. - № 12), имевший огромный успех у читающей публики и получившей в целом положительную оценку В.Г. Белинского: "Многое в этой повести отзывается незрелостью мысли, преувеличением, лицо Сакса немножко идеально; несмотря на то, в повести так много душевной теплоты и верного сознательного понимания действительности, так много таланта, и в таланте так много самобытности, что повесть тотчас же обратила на себя общее внимание. Особенно хорошо в ней выдержан характер героини повести, — видно, что автор хорошо знает русскую женщину". Повесть была написана в русле "натуральной школы", передовых идей 40 гг., борьбы за освобождение женщины.

Еще более высокую оценку Белинского получила вторая повесть Дружинина, тоже опубликованная в "Современнике" (1848. - № 2),- "Рассказ Алексея Дмитрича", посвященная типу "лишнего человека" и осуждающая в образе фанатичной Веры женскую жертвенность. В письме к П. В. Анненкову (15 февраля 1848 г.) Белинский заметил: "А какую Дружинин написал повесть новую - чудо! Тридцать лет разницы от "Полиньки Сакс"! Он для женщин будет то же, что Герцен для мужчин".

Вослед раннему Ф.М. Достоевскому и предвещая Л.Н. Толстого, Дружинин стремится к "исповедальному" изложению событий и чувств героев: его первые повести — или собрание писем, или рассказы персонажей о себе. Последующие его произведения, также печатаемые в "Современнике": рассказы "Фрейлен Вильгельмина" (1848), "Художник" (1848), роман "Жюли" (1849), комедии "Маленький братец" (1849) и "Не всякому слуху верь" (1850) и др. – создавались нарочито "светскими", развлекательными, менее значительными идейно и художественно. Большинство из них отражало постоянную тягу Д. к преодолению сложностей и трудностей жизни уходом от них в светлый, изящный мир творчества, игры, шуток. Эту склонность сильно развивали и цензурные гонения периода "мрачного семилетия" 1848—1855 гг.

С начала 1850-х г.г., продолжая изредка издавать рассказы и даже большие повести, Дружинин    главные свои силы направляет на критику и статьи по истории литературы. И на новом поприще Дружинина ожидал большой успех. Развивая свои представления о литературе и журналистике, Дружинин явился в "Современнике" инициатором     раздробления     серьезных     и     социально проблемных годовых обзоров литературы на ежемесячные фельетоны, беглые очерки текущей  периодики. С 1849 по 1854 гг. он  регулярно публиковал "Письма иногороднего подписчика в редакцию "Современника" о  русской журналистике". "Письма иногороднего подписчика", в легкой форме дававшие отчет о новостях текущей литературы, охотно читались, и, несмотря на всю их шутливую легковесность, Дружинин занял вакантное со смертью Белинского амплуа "первого критика". Почти одновременно он выступил в роли "эссеиста" и дал ряд обширных статей об английской литературе - Краббе, Ричардсоне, Шеридане, Босвеле, Джонсоне, Вальтер Скотте, Дизраэли, - утвердивших за ним репутацию знатока не только английской, но и вообще иностранной литературы. Широкую известность Дружинину принесли его фельетоны о похождениях Ивана Чернокнижникова: непритязательные юмористические    очерки о петербургской городской и дачной жизни. Имя героя заимствовано от понятия "чернокнижие": так в кругу Дружинина называли праздное времяпрепровождение с обильной дозой фривольности, эротики, дружеских пирушек, остроумных бесед и т. п. Фельетонный жанр был очень дорог автору, он его в разных вариантах продолжал много лет. В июле 1850 года на страницах «Современника» была опубликована первая часть    романа «Сентиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова по петербургским дачам», вызвавшая бурю негодования в критике и успех в читательской среде. Это   коллективная работа. Летом 1850 года А.В. Дружинин, И.И. Панаев, В.А. Милютин навещали жившего под Петербургом на даче Н.А.Некрасова и «плодом их спокойного досуга вышли три части романа, задуманного так же незаметно как самая их жизнь компаниею, романа странного и чистосердечно-нелепого, не похожего ни на какую действительность, романа истинно-вопиющего и по замыслу, и по исполнению... Подобного романа еще не бывало в русской словесности...». Похождения Чернокнижникова были насмешкой над литературными штампами в форме литературной пародии и мистификации

Чернокнижников и некоторые другие герои «Сентиментального путешествия» «перейдут» в фельетонный цикл «Заметки Петербургского Туриста» (1854-1863), в некоторые беллетристические произведения Дружинина (например, в повесть «Легенда о кислых водах», рассказы «Женщина-писательница», «Домашний спектакль у Халдеева»).

Из редакционного кружка "Современника" Дружинин с конца 40 гг. и в течение всех 50-х больше всего был близок с Д.В. Григоровичем, В.П. Боткиным, П.В. Анненковым, особенно с первыми двумя: их сближали и литературно-эстетические вкусы, и интерес к "чернокнижным" развлечениям. Боткин писал И. С. Тургеневу 14 июня 1855 г.: "Дружинин завтра уезжает в Петербург. Я искренно полюбил его и провожаю его с сожалением. Он редкий товарищ и отличный человек. Правда, что он характера необыкновенно сдержанного и больше обращенного внутрь, нежели наружу. Но сколько мне удавалось подмечать его внутренние движения, я всегда чувствовал в них сердечную теплоту и благородство души. Кроме того,— это человек с характером и умеет смотреть чорту в глаза". В 1856—1858 гг. под заметным влиянием Дружинина находился Л.Н. Толстой, который тогда именовал группу "эстетических" критиков "бесценным для меня триумвиратом, Боткиным, Анненковым и Дружининым" (письмо к Боткину от 20 января 1857 г.).


Помимо "Современника" Дружинин был с начала 50 гг. близок к редакции журнала "Библиотека для чтения", т. к. очень ценил произведения редактора О.И.  Сенковского за фельетонизм  и  парадоксальные  мысли.  В   1850—1856  гг.

Александр Васильевич неоднократно помещал в этом журнале рассказы, очерки, рецензии. В 1856 г. он получил приглашение возглавить "Библиотеку для чтения" и с осени становится ее редактором. Это событие совпало с началом новой эпохи и с приходом в "Современник" Н.Г. Чернышевского, с самого начала вызвавшего неприязнь Дружинин (и как литератор, проповедовавший "полезность" искусства, прогрессивное мировоззрение писателей, и как человек совсем другого идейно-психологического склада: разночинец, демократ, совершенно лишенный светскости"). Попытки противодействовать Чернышевскому в "Современнике" не увенчались успехом, и Дружинин перенес арену борьбы в свой журнал.

В "Библиотеке для чтения" Дружинин стал заметен прежде всего в роли ведущего литературного критика. Программная его статья "Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения" (1856. - № 11-12) была ответом на работу Чернышевского "Очерки гоголевского периода русской литературы". Чернышевкий, провозгласив гоголевское направление главным, подчинив ему пушкинские традиции, особо выделил сатирическую направленность в творчестве Гоголя и попытался направить в это русло всю русскую литературу. Дружинин же не принимал, исходя из концепции «чистого искусства», поверхностного обличительства и не считал, что критическое (сатирическое) направление должно стать главным направлением в русской литературе. Александр Васильевич высоко ценил Гоголя, но не «сатирика», а художника за его «беспредельный юмор», его «настоящую поэзию» и, как мог, сближал Гоголя с Пушкиным в истинно поэтическом, а не сатирическом воспроизведении действительности. Искусство, считал Дружинин, должно опираться не на злобу текущего дня, а на "вечные" ценности и цели.

Подобные идеи критик проводил и в многочисленных рецензиях о творчестве выдающихся писателей того времени. Это не означает, что Дружинин игнорировал современность. Наоборот, он постоянно ратовал за "сближение поэзии с действительностью", радовался отображенной в искусстве правде жизни и высоко оценивал доскональное знание описываемого быта в творчестве Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, А.Ф. Писемского, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Однако считал, что лишь эстетические достоинства произведения, отличные качества его художественной формы дают ему право на жизнь.

Дружинин, один из немногих критиков середины XIX в., подробно анализирует художественную отделку произведений, разбирает особенности композиции, построения образов, стиля и языка, с удовольствием хвалит совершенство, нелицеприятно бранит художественные просчеты даже у писателей, с которыми он был тесно связан дружескими узами, например, у И. С. Тургенева, и творчество которых в целом оценивал весьма высоко (статья "Повести и рассказы И. Тургенева. Спб., 1856").

Под влиянием общего духа эпохи, критических идей Н. А. Добролюбова Дружинин к концу 50 гг. стал больше обращать внимания на этические аспекты: в статье-рецензии "Обломов". Роман И. А. Гончарова. Два тома. Спб., 1859" (Библиотека для чтения. - 1859. — № 12), хотя и полемизируя с радикальной трактовкой Добролюбова, рассматривавшего Обломова как пассивного и безвольного "лежебоку", не способного противостоять злу и потому объективно ему потворствующего, Дружинин подчеркивает нравственную чистоту героя, его превосходство не только перед Штольцем, но и перед Ольгой Ильинской. И, таким образом, художественный анализ образов у Дружинина перерастает в этический анализ характеров и впервые происходит слияние художественного и этического анализа.

Александр Васильевич не был чужд и практическим запросам времени. Под влиянием сведений относительно денежного фонда для литераторов, почерпнутых из английской публицистики, Дружинин с 1856 г. стал настойчиво пропагандировать идею: создать русский литературный фонд. В 1859 г. при его активном участии в Петербурге было организовано "Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым", просуществовавшее затем около 60 лет.

Не прекращал Дружинин и художественного творчества: известны его повести "Легенда о Кислых водах" (1855), "Обрученные" (1857), но они не оставили заметного следа в истории литературы. Более ценна переводческая деятельность Дружинина, особенно важно его обращение к Шекспиру, перевод пьес "Король Лир" (1856), "Король Ричард III" (1862), "Жизнь и смерть короля Джона" (опубл. посмертно в "Современнике", 1865). Эти переводы сохраняют художественное значение до наших дней.

Либеральный и "эстетический" характер журнала "Библиотеки для чтения" не мог обеспечить ей читательского успеха в горячую предреформенную пору. В 1858 году Дружинин пригласил в соредакторы начинавшего входить в большую известность Писемского. Но и этот высоко талантливый романист весьма мало подходил для роли руководителя журнала, который должен был конкурировать с такими изданиями, как "Русский Вестник" и "Современник". В результате "Библиотека для Чтения" заняла совершенно второстепенное место. К началу 1860 г. Дружинин оставил редакцию "Библиотеки для Чтения". Обострявшаяся болезнь (чахотка) не давала ему возможности работать с прежним усердием, но все-таки он в "Искре", "Северной Пчеле" и "Вестнике" поместил ряд юмористических фельетонов, а в "СПб. Ведомостях" и "Русском Вестнике" писал статьи об иностранной литературе. Кроме того, Дружинин продолжал переводы драм Шекспира.

Александр Васильевич сочувственно встретил реформу 1861 г., содействовал освобождению своих и окрестных крестьян, увидел противоречия пореформенной жизни. Документальная повесть «Прошлое лето в деревне» и серия очерков «Из дальнего угла Петербургской губернии» - центральные произведения А.В.Дружинина 60-х гг., в которых в художественно-публицистической форме воспроизводится картина преобразований в деревне в 1861-1863 гг.

19 января 1864г. Дружинин умер: многолетняя чахотка сломила его. Скромные похороны, на которых присутствовали Некрасов, Тургенев, Анненков, Боткин, Фет и другие литераторы, состоялись на петербургском Смоленском кладбище. По инициативе родственников посмертно было издано почти полное собрание его сочинений в 8 томах, увы, не имевшее успеха.

Наше литературоведение виновато перед Дружининым, самоотверженная деятельность которого на благо русской литературы и общества имеет полное право   на   признание   потомками. Размышляя о причинах охлаждения к Дружинину публики, С.А. Венгеров заметил: для него «время... ещё не наступило». Теперь оно пришло. Наследие Дружинина востребовано и оказалось чрезвычайно актуальным. Появились диссертации, посвященные творчеству Дружинина, монографии, сборник статей. Его критические работы изучаются в школе.


1 Дружинин В.Г. А.В.Дружинин (1824-1864) и его дневник. (По семейным воспоминаниям) //А.В Дружинин.