Warning: Array to string conversion in /var/ftp/biblio/plugins/system/joomla_redirect/joomla_redirect.php on line 73

Warning: Array to string conversion in /var/ftp/biblio/plugins/system/joomla_redirect/joomla_redirect.php on line 87
Региональный центр чтения

Содержание материала

Об Александре Васильевиче Дружинине 

 

Степанова Ирина Всеволодовна  
ученый секретарь,
Псковская областная библиотека для детей и юношества
им. В.А. Каверина

Александр Васильевич Дружинин - примечательная фигура литературной жизни 40-60 годов 19 века. Он был прозаиком, драматургом, поэтом, а еще фельетонистом и редактором, переводчиком и мемуаристом. Но более всего и, прежде всего Дружинин был литературным критиком, он был «честным рыцарем» литературы, - так называли его современники, даже из числа противников. Профессор Семен Афанасьевич Венгеров говорил о Дружинине как о критике, о том, что его критические статьи должны быть у всякого мало-мальски интересующегося русской литературой: «...он обстоятельно трактует о самых выдающихся явлениях новейшей литературы».

Дружинин родился 8 октября 1824 года в Петербурге в семье видного чиновника почтового ведомства. Вплоть до 16 лет ребенок воспитывался в родном доме, в котором получил прекрасное домашнее воспитание и образование. Отличное знание языков, как основа домашнего образования, возможно, послужило одним из толчков к становлению будущего писателя. В основу своего творчества и жизненного кредо он положил 3 высокие идеи: добра, правды и любви.

В 17 лет (1841г.) Дружинин поступил в Пажеский корпус - одно из самых привилегированных учебных заведений тогдашней России, откуда в августе 1843 года был выпущен прапорщиком лейб-гвардии Финляндского полка. Однако Дружинина не прельщала военная карьера, тем более что и здоровье у будущего писателя было слабым. В январе 1846 года он выходит в отставку в чине подпоручика, и поступает па службу в канцелярию Военного министерства. Оттуда в 1851 году он окончательно выходит в отставку в чине коллежского асессора и с этого времени вся его жизнь отдана изящной словесности.

Дебют молодого автора был блестящим: в журнале «Современник» опубликована повесть «Полинька Сакс», которая сразу же сделала Дружинина известным. Публика встретила сочинение начинающего писателя восторженно, критика отзывалась благожелательно. В.Г. Белинский высоко оценил творческий потенциал автора, отметив в повествовании «много истины и душевной теплоты». Читателя привлекало, прежде всего, умение автора проникнуть в тайны женского сердца, раскрыть психологию героев. Он по-своему подошел к популярной в те времена теме эмансипации женщин. Писатель показал, что пансионное воспитание прививает девушке искаженные представления о реальности, развивая чувственно-романтические стороны женской натуры, что приводит в итоге к семейной драме. Героиня повести становится жертвой собственных иллюзий и очень поздно, на смертном одре, понимает, что ее муж - Константин Сакс - редкой души человек, любящий и благородный.

С годами Дружинин все больше укреплялся как один из ведущих критиков журнала «Современник», был основателем Литературного фонда помощи нуждающимся писателям, который просуществовал около 60 лет. На этом благородном поприще он снискал себе уважение и признательность литературной общественности.

В 1855 году Дружинин возглавил журнал «Библиотека для чтения». В этот же время им были написаны основные статьи о писателях, которые в последствии вошли в 7-й том восьмитомного собрания сочинений Дружинина: «... большие статьи о Пушкине, Фете, Полежаеве, Майкове, Гончарове, Тургеневе, Писемском. Островском, Льве Толстом, Белинском и более мелкие статьи о Козлове, Веневитинове, Ростопчиной, Полонском, Никитине, Губере, Давыдове».

Большая часть жизненного и творческого пути Дружинина была связана с Петербургом и Гдовским уездом. Как для Пушкина село Михайловское было нечто большее, чем просто имение («... пустынный уголок, / Приют спокойствия, трудов и вдохновенья»), так и для   Дружинина его имение Марьинско - «патриархальный уголок», где, как и в Ясной Поляне у Л.Н.Толстого «...работа, чтение, прогулка, сон и некоторая скука по неимению людей и по причине воздержанной жизни...»

Будучи владельцем двух сел Гдовского уезда - Марьинско и Чертово (ныне Плюсского района) Дружинин еще до реформы 1861 года отменившей крепостное право, пытался улучшить жизнь крестьян, используя новые формы хозяйственной деятельности.

Рабочий флигель усадьбы Марьинско он называл «своей лабораторией». Здесь он очень много читал (русскую и английскую периодику, произведения русской и зарубежной литератур), составлял подробный отчет прочитанному. В этой же лаборатории создавались этюды по истории литературы, фельетоны, очерки, повести и романы. В Марьинско им написаны «Легенда о кислых водах», «Флора и Помона Гдовского уезда», «Дневники».

Невероятное упорство и трудолюбие являлись чертами Дружинина. В «Дневнике» он писал: «В день исписываю около трех листов Голландской бумаги и работаю упорно, хотя глаза иногда возмущаются» или «Я пишу и читаю в день часов до семи».

Перерывы в литературной деятельности случались, когда в гости приезжали соседи и друзья. Например, с 23 по 31 июля 1855 года в имении побывали Некрасов и Тургенев, а в конце июля 1855 года - Григорович. Посетившие имение литераторы в разное время входили в круг «чернокнижников». В этом объединении, созданном Дружининым, устраивались литературные вечера, где писатели сочиняли шутливые произведения разного жанра, пародии на друзей, анекдоты и другие «литературные шалости», пели песни, разыгрывали сценки, во всем присутствовала веселость и эксцентричность. Подобную «чернокнижную литературу» Дружинин включил в «Сентиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова по петербургским дачам» (1850), дебютировав таким образом в жанре юмористического фельетона. Тургенев, Некрасов и Дружинин не избежали и «чернокнижных занятий», в результате «вышла небольшая тетрадка» подобного рода сочинений.


Дмитрий Васильевич Григорович замечает, что «владельцы Марьинского были не только влюблены в свою деревню, но пристрастны ко всему Гдовскому уезду». Григорович вспоминал: «Дом в Марьинском был старинный, деревянный; нас поместили подле, в небольшом флигеле. За домом спускался к пруду большой яблонный сад. Мы приехали вечером и тотчас лее отправились к хозяйке дома, матери Дружинина, представлявшей исчезающий теперь тип приветливых, милых старушек, сохранивших в преклонные годы необыкновенную живость и веселость. К ее приезду на окно... ставилась ...стеклянная банка с водою и плавающим, в нем, вьюном; старушка утверждала, что все барометры врут беспощадно, пустая выдумка и только на вьюна можно вполне положиться, так как один он безошибочно указывает перемену погоды».

Пристрастие к Марьинско нашло свое выражение и в творчестве Дружинина. В «Дневнике» писателя есть зарисовки природы уезда, его жителей. Например, Софью Александровну, одну из соседок, он называл «Гдовской царицей», а Надежду Дмитриевну Мусину-Пушкину определил «бесспорно первой красавицей нашего края». Что касается крестьянского вопроса, то в дневниковой записи от 22 ноября 1853 года Дружининым ставился вопрос о том, что же непосредственно он мог бы сделать для «разумно-благодетельного управления имением». Для себя он разработал программу «самой благороднейшей деятельности, которую когда-либо имел человек перед собою»: «Наши крестьяне не в дурном положении, но они могут жить лучше и по своему поведению стоят этого улучшения» («Дневник», 20 сентября 1853 года). Природа Гдовского уезда стала центром статьи «Заметки о садоводстве в Петербургской губернии», написанной 23 августа 1856 года и опубликованной в «Журнале садоводства» за 1856 год. Жанр статьи не позволил Дружинину подробно остановиться на своих чувствах по отношению к особенному явлению природы - поздней осени, что легко восстанавливается по дневниковой записи от 26 августа 1856 года: «Вообще осень, как я это уже замечал в дневнике прошлых годов, есть для меня время силы и живых поэтических ощущений; ... чисто русская красота местности поразила меня так, как еще никогда не поражала. Я понял, какой нерушимой связью привязан я к своему углу, к своей родной земле, к месту, где свершилось мое развитие...».

Отдельные элементы садово-паркового устройства имения встречаются в романе «Прошлое лето в деревне» (1862), например: «Я прошел в сад, а из сада выбрался в рощу, раскинувшуюся по высокому холму под речкой»; «При мызе моей находился сад огромного размера... с прямыми дорожками, грядами, кустами ягод... Яблонь и вишен в нем росло такое множество, что в хороший год съемщики давали нам за них рублей до тысячи». В этом романе рассматриваются также взаимоотношения помещиков и крестьян после реформы 1861 года.

Интересно письмо Дружинина Василию Петровичу Боткину (1811-1861). В нем он пишет о своем пребывании в деревне: «Пребывание мое в деревне было самым занимательнейшим временем в моей жизни, несмотря на то, что я больше сидел дома, а ко мне приезжали и рассказывали о делах до малейшей подробности. Например, дворовые умоляли оставить их в прежнем положении, не требуя ни паспортов, ни прибавления содержания. Зато вольный полевой труд просто невозможен в нашем, потому что цены на рабочих ужасные. Пришлось уменьшить запашку и продать часть скота.

Если бы я вел дневник и мог его напечатать, разные деяния помещиц, толки соседей, разговоры крестьян, случаи при работах и совещаниях, рассказы посредников, - все это составило бы материал истинно драгоценный. Как маю знали мы наш край, как далеки от жизни были все наши понятия о крестьянине и даже помещике...»

Усадьба Марьинско расположена ныне в Плюсском районе. До настоящего времени сохранились фрагменты усадебного парка смешанного стиля:  липово-дубовая  аллея,  насаждения дуба  черешчатого  (160-210 лет, единично - 300-500 лет), липы и березы (110-160 лет), тополя (110 лет), единично ели (160 лет).

А.В. Дружинин не оставался безучастным к разнообразным явлениям жизни: искусству, природе, социально-политическим реформам в России. Как он сам замечал в дневниковой записи, «мне дана от Бога способность наслаждаться малым и находить поэзию в мелочах жизни». Благодаря такого рода способности А.В. Дружинин, подобно любимым им фламандским художникам, смог донести до нас любовь к природе и жителям Гдовского уезда.